НАШ НОВЫЙ ВАЛЕРИЙ ХОДУЛИН (к 80-летию поэта)

Валерий САВОСТЬЯНОВ

 

НАШ НОВЫЙ ВАЛЕРИЙ ХОДУЛИН

(к 80-летию поэта)

 

Сегодня мне позвонил Валерий Георгиевич Ходулин: главная областная газета просит кого-нибудь из членов Тульской писательской организации написать статью к его 80-летию, к замечательному и очень весомому солидному юбилею нашего ведущего тульского поэта.  И выбор, дескать, пал на меня…

Да, уважаемые читатели, ну что же тут лукавить: мне сегодня, безусловно, оказано высокое доверие — и это лестно, конечно! И хоть времени почти нет: впереди сразу несколько литературных фестивалей, и билеты уже приобретены заранее — но отказаться немыслимо!

Только вот о чём написать в статье — ведь всё, что я хотел сказать о поэте Валерии Ходулине, уже подробнейшим образом изложено в моей недавней книге о нём. Называется она «Гравирующий души добром» — это написанная в жанре эссе большая статья–рецензия, подробно рассматривающая творчество нашего тульского поэта–классика. И книга эта уже успела выйти — и даже сразу друг за другом двумя изданиями — в двух наших тульских издательствах. Так что если кому-то будет нужно, то её можно взять в нашей областной библиотеке и прочитать. Там и о нашем замечательном поэте и его творчестве, и о патриоте нашего города и России, и о наставнике — как моём, так и всей нашей тульской литературной молодёжи — и, конечно, об уникальном сочетании всего: и этого и много другого, в человеке Валерии Ходулине. Ну, так и что же нового я могу написать в этой моей статье: ведь повторяться совсем не хочется, да и не интересно мне самому?

И вот моё долгое хождение по квартире: не знаю, как и с чего начать. И когда уже почти отчаялся и решил: сегодня ничего не напишу, и махнул, как говорится, рукой, и сел за компьютер, и вошёл в Фейсбук — ежедневная и привычная процедура, весьма успокаивающая, кстати — вдруг неожиданная подсказка! Почти сразу же в ленте Фейсбука такой вот пост: «Предварительная программа фестиваля «Славянские традиции – 2017»». И в ней чёрным по белому — среди многочисленных мероприятий  семидневного, одного из самых больших на постсоветском пространстве по времени и, пожалуй, самого насыщенного событиями из всех, какие я видел, фестиваля (а видел я их уже, надо сказать, немало)  — в самом его начале на 25 августа намечена презентация книги Валерия Савостьянова «Гравирующий души добром» (о поэте Валерии Ходулине). То есть презентация моей новой книги о нашем сегодняшнем юбиляре. Вот ссылка: http://slavtraditions.ucoz.ru/blog/programma_meroprijatij_devjatogo_mezhdunarodnogo_festivalja_literatury_i_kultury_slavjanskie_tradicii_2017_24_avgusta_2017_chetverg_09_00/2017-07-17-364

И тут, я думаю, нужно обязательно отметить, что этот, уже давно и горячо любимый мною, крымский фестиваль литературы и культуры «Славянские традиции» — это не какой-нибудь там затрапезный фестивалишко, а фестиваль международный, крупный и всегда многочисленный, весьма популярный и авторитетный, ставший, кстати, образцом и примером для многих новых литературных фестивалей последних лет. Среди таких можно смело назвать хотя бы два белорусский: «Центр Европы» и «Славянская лира», руководители которых многие годы были членами жюри на этом, одном из старейших, фестивалей в Крыму. Так что опыт его переняли по праву, да и не скрывают этого.

Итак, будем надеяться, что о Валерии Ходулине теперь с помощью предстоящей на фестивале презентации моей книги узнают не только в России и СНГ, но и по всему  миру, ибо участниками и гостями «Славянских традиций» неизменно становятся жители многих стран Европы, а также Азии, Америки, и других континентов.

У вас, мои читатели, видимо, уже возник резонный вопрос: почему я  так много пишу о литературных фестивалях? Отвечаю: потому что, как я и говорил выше, не хочу повторять того, что в моей книге «Гравирующий души добром» — а это значит, что теперь передо мной стоит сверхзадача: показать вам такого Валерия Ходулина, о котором вы, пока, увы, ничего не знаете. В том числе, не сможете узнать и из моей новой книги о нём, если вдруг всё-таки когда-нибудь её прочитаете: в ней нет фактов, которые я привожу в этой статье, ведь они появились уже после написания книги. И один из этих новых фактов связан как раз с литературным фестивалем.

Разумеется, о Валерии Ходулине, поэте, редакторе и наставнике молодых талантов, вы, конечно, и так, я думаю, знаете всё, или хотя бы слышали что-то. Да он и сам когда-то уже давным-давно, в одной из его первых книг, написал о себе таком в стихотворении «Редактор»:

 

К нему приходят разные поэты.

Одни добры, другие смотрят зло.

Он каждому подскажет, даст советы.

Когда уйдут — вздыхает тяжело.

А вдруг он сам поэт? И не ему ли

Ночами шепчет муза: «Ну, пиши…»

А он другим, как горькие пилюли,

Раздал кусочки собственной души.

 

Хотя, думаю, здесь-то, в этих стихах, прежде всего о Ходулине — редакторе Приокского книжного издательства. А редакторы бывают и другие: редактор редактору рознь. Вот сегодня, например, он тоже редактор — но редактор газеты «Косогорец» Косогорского металлургического завода (и одновременно руководитель  пресс-центра завода) — кстати, единственной в России рабочей газеты, где на первой её полосе регулярно печатаются стихи поэтов–классиков и современников. Только в последнее время в ней были напечатаны стихотворения Тютчева, Есенина, Гумилёва, Заболоцкого, Фёдорова, Цветаевой и многих других поэтов. У Ходулина здесь как у главного редактора полная свобода, и он считает, что заводчане должны читать поэзию.

С этим согласен и генеральный директор КМЗ Сергей Владимирович Киреев. Посмотрите, как интересно и образно он об этом пишет в предисловии к двухтомнику Валерия Ходулина «Настраиваю душу на добро»:

«…С приходом Валерия Ходулина в газету «Косогорец» в жизни посёлка Косая Гора, что на окраине Тулы, произошли заметные смысловые изменения. Валерию ничего не пришлось придумывать. И если вся система его творчества построена на любви к людям, то у него всё как бы получается само собой: из номера в номер мы видим интересные очерки о конкретных заводчанах.

В общем, Валерий создал в 2004-2010 годах и продолжает создавать настоящую читаемую газету, а некоторым заводским начальникам он и сознание перевернул: сколько я им ни вдалбливал, что не человек создан для чугуна, а, наоборот, чугун для человека, что человек главнее всех механизмов, паровозов, тепловозов, шлаковозов и так далее, у меня слабо получалось. А у Ходулина получилось — люди, читая о себе, стали меняться на глазах, они поняли понемногу, что без машиниста, условно, Иванова нет ни чугуна, ни заводов, ни страны. Они поняли, что страна — это они, что за хорошую работу тебе не только хорошо заплатят, но и напомнят всем, кто тебе дорог, что без тебя завод — не завод.

Валерий Ходулин сделал это: он создал новое средство массовой информации — газету «Косогорец», и у нас теперь люди читают про людей, они понимают, что они и есть сегодняшняя история России…»

Такой вот сегодня Валерий Георгиевич Ходулин редактор — и нового типа и нового, высшего, качества. Слово «редактор» здесь тоже, а суть его уже иная, куда более глубокая, чем прежде.

Вот и далее я хочу представить вам здесь вроде бы и того же, но уже всё-таки другого Ходулина, значительно и весомо дополняющего прежнего, известного вам: не зря же начинал статью с рассказа о литературном фестивале. И начну с того, что совсем недавно, в мае этого года, я пригласил Валерия Георгиевича в Рязань на фестиваль «Под небом рязанским», куда мы и поехали целой литбригадой под руководством нашего нового Ответственного секретаря Тульского отделения Союза писателей России Николая Алексеевича Жукова.

И здесь Валерий Ходулин неожиданно проявил себя в новом качестве: сильнейшего поэта–фестивальщика, став лауреатом  в одной из самых сложных и престижных номинаций фестиваля «Стихоборье», победителя в которой определяют сами зрители и их зрительские симпатии. Его вдохновенно прочитанные стихи «По Белёву едет Пушкин» и «Есенин на тульском рынке» были встречены восторженными аплодисментами, и уже, я уверен, никогда не забудутся рязанцами и гостями этого фестиваля. Об этом, кстати, отличная статья одной из членов жюри фестиваля, известной в России поэтессы, ныне живущей в Москве, но родившейся в Рязани, Нины Красновой. Статью её под псевдонимом Николай Фонарёв, если пожелаете, смотрите в «Независимой газете» (приложение «Экслибрис» от 8.06.2017) по ссылке: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2017-06-08/11_889_poets.html

Ну, а что же это, собственно, такое: поэты–фестивальщики, число которых теперь триумфально пополнил наш Валерий Ходулин — и чем они отличаются от просто поэтов? Во-первых, уже тем, что, кроме того, что поэт–фестивальщик должен, как и все поэты, стараться хорошо писать стихи, он ещё обязан стараться и хорошо представлять их зрителям и слушателям. Качество, которое сегодня почти утеряно очень многими поэтами, не умеющими или же просто не желающими артистично донести свои стихи до слушателя, а лишь лениво, без эмоций, и даже не всегда ритмично бубнящими их, читая, как доклады, по бумажке: с листочков или  же из своих книжек.

И, во-вторых: ещё, конечно, поэт–фестивальщик — и это уже как бы по определению — должен, чтобы участвовать в фестивале, суметь приехать на него. Это понятно и, кажется, вроде бы элементарно. Но, однако, посмотрим на вещи трезво и скажем прямо, что это многим недоступно: либо по здоровью, либо по каким-то иным — например, чаще всего по финансовым — причинам. Ведь сегодня все фестивальные поездки — во всяком случае, насколько я это знаю — вынужденно осуществляются участниками фестиваля «за свой счёт». И это даже в том случае, если поэт представляет на фестивале не только самого себя, но и свой регион. Такое вот досталось нам странное, совершенно неулыбчивое для поэтов, особенно для периферийных поэтов–профессионалов, время…

Есть и ещё некоторые качества, обычно присущие поэту–фестивальщику: коммуникабельность, дружелюбие, искренняя любовь к поэзии и умение даже на слух отличать в ней талантливое от посредственного. И, конечно, ещё одно качество, которое я бы отметил как здоровое стремление к самоутверждению, желание состязаться, спортивный дух. Разумеется, литература — это не спорт, и на литературном фестивале всё-таки главное сам его праздничный процесс, а не результат. «Но всё же, всё же, всё же…» — как говорил великий поэт, хоть и совсем по другому поводу.

Итак, если позволите,  то я продолжу и назову вам ещё одно качество, скорее всего новое для вас в характере поэта Валерия Ходулина, которое я определил бы не просто как редкая  по нынешним временам отзывчивость, но, скорее всего, обозначил бы его ещё и как душевная чуткость, помноженная на оперативное поэтическое реагирование. Недавно Валерий Георгиевич прочитал мне по телефону своё новое стихотворение, посвящённое Наталье Деомидовне Парыгиной, в конце прошлого года, увы, навсегда покинувшей нас. Стихотворение это памяти нашей старейшей писательницы, многими — как и ранее, во времена Советского Союза, так и теперь тоже — любимой, читаемой и почитаемой, общий тираж книг которой, наверное, приближается к миллиону и, возможно, уже даже и более того.

Но много ли во всей нашей многочисленной читательской аудитории, да и просто во всей нашей тульской писательской организации, тех, кто отозвался на это наше общее горе своими литературными произведениями? Единицы! А уж стихи об этом, насколько я знаю, написал только наш Валерий Ходулин. Да ещё какие душевные, и вместе с тем, весьма актуальные и честно говорящие о нашем сегодняшнем времени, об отношении его к нашей культуре и литературе, стихи!

Больше нет Парыгиной Натальи:
Порвалась непрочной жизни нить.
Тысячи людей её читали —
Двадцать собрались похоронить.
Унеслась душа к небесной дали.
Тело опустили в глубь земли…
Может, некрологи опоздали,
Потому и люди не пришли?
Нас она открыто и привольно
В свой вела литературный мир.
А теперь мы замерли невольно,
Где-то потеряв ориентир,
Словно мы, зайдя в глубины леса,
Сбились с проторённого пути.
Нету больше к книге интереса,
Чтение сегодня не в чести.
Увезли её, похоронили.
Кончен путь. Оборвана строка.
Я вчера пришёл к её могиле:
На её могиле — ни цветка.

 

И, уже почти в заключении статьи, вот вам ещё один Валерий Ходулин, думаю, досель многим так и неизвестный и совершенно незнакомый в этом качестве: это Ходулин — миротворец. Поэт, единственный из тульских поэтов трижды побывавшей в мятежной Чечне и выступавший там со своими стихами перед нашими солдатами, награждённый Благодарностью Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с формулировкой «За самоотверженность и отвагу, проявленные при защите Отечества» и медалью «За службу на Северном Кавказе» (помните, «певец в стане русских воинов»)  — и, конечно, кто бы что об этом ни говорил, рисковавший жизнью в этих командировках в горячие точки России — хорошо знает цену миру. И он хорошо понимает, как далеко могут завести наши человеческие страсти любого из нас, даже человека православного, каким, собственно, Валерий Георгиевич всегда  и был. Потому-то он и написал столько прекрасных стихов, в которых всё дышит верой православной, и среди них, конечно, немало и моих любимых. Например, его стихотворение «Размышление у развалин»:

 

В этой церкви меня крестили,

А после церковь на слом пустили…

 

А что же есть один из главных грехов в православии? Гордыня. Именно грех гордыни довольно часто приводит к войне. А что есть достоинство в православии? Смирение и терпение. И путь смирения и терпения — это, чаще всего, путь к миру и взаимопониманию.

Да, разумеется, если уж война неизбежна, или же она уже началась — то слава полководцам, слава победителям! Но вдвойне, втройне — слава миротворцам, сумевшим избежать войны! Поэтому я и хочу с особым удовольствием поведать вам о таком вот поступке миротворца Валерия Ходулина. Всё-таки жаль ведь, что мало кто знает об этой его роли в недавнем, весьма непростом для нас, писателей, и для всей нашей писательской организации, деле: переизбрании Ответственного секретаря Тульского отделения Союза писателей России. Ведь роль эта значительна, и переоценить её трудно. Потому что, будучи избранным в президиум писательского собрания, а затем и его председателем, и далее уверенно, спокойно и мудро руководя этим нашим судьбоносным собранием, он сумел примирить непримиримых, пристыдить неуправляемых, остудить излишне горячих и категоричных — и этим, возможно, помог нашей организации избежать назревавшего раскола, как это не раз бывало в других региональных отделениях Союза писателей…

Но существует и ещё, скорее всего, уж совсем неизвестный вам Валерий Ходулин —  это сценарист Валерий  Ходулин, работающий в кино и снимающийся в нём: и как актёр, озвучивающий текст в кадре, и как автор стихов о главном герое фильма. Так вот недавно Валерием Ходулиным вместе с молодым режиссёром и оператором Денисом Гастевым были созданы документально–просветительские короткометражные фильмы об Алексее Хомякове и Сергее Есенине. Первый называется «Славянофил по духу и по крови. Рассказ об Алексее Хомякове», а второй «Не скрывал Есенин восхищенья, вспоминая тульское гощенье».

Ссылка на первый фильм https://youtu.be/LdSCJeYhf3E
Ссылка на второй фильм https://youtu.be/rel9uIoiEZc

И этими фильмами открывался в Туле в прошлом году Год Кино — при аншлаге в городском концертном зале, вмещающем 1200 человек! Фильмы так понравились зрителям и руководству, что Министерством культуры области авторам фильма был выделен грант на их дальнейшую культурно-просветительскую работу — и сегодня они уже завершают съёмку фильма о Василии Андреевиче Жуковском.

Я думаю, что феномен Валерия Ходулина, тульского поэта, широко известного и в России, мы можем продолжать исследовать и далее, находя в нём не только те черты, что отмечены в моей книге  «Гравирующий души добром» и в этой моей статье, но и другие, не менее достойные. И продолжать восхищаться им и далее: ах, вы знаете, какой он автомобилист и как он водит машину в свои 80 лет; ах, вы знаете, какой он хозяин, дачник–огородник–садовод; ах, вы знаете, какой он любящий муж — ведь на могиле его любимой жены всегда цветы!

И здесь уж точно, как говориться, сомневаться не приходится, что у него она действительно была и любимая жена и главная муза: тот, кто прочитает его юбилейный двухтомник «Настраиваю душу на добро», сразу поймёт, что именно благодаря ей, «королеве Генриетте», им было написано такое великое множество стихов. И что именно ей посвящена основная часть его любовной лирики, в результате чего мировой раздел стихов о любви был пополнен и обогащён им его собственным поэтическим направлением, которое я в моей книге о его творчестве называю термином «семейная лирика».

Но жизнь продолжается, и он, уже несомненно достигнув в ней многого, конечно, будет открываться нам, и мне в том числе, с новых сторон. Но для этого нужно, разумеется, чаще встречаться, чаще общаться, разговаривать — одним словом, крепче дружить. Поэтому в душе я очень надеюсь, что он всё-таки захочет и сможет присутствовать на презентации моей книги о нём на фестивале «Славянские традиции — 2017» в Крыму — и мы оба будем рады продолжить там наше дружеское общение.

Вот, пожалуй, и всё. Но как бы там ни было: получится у нашего большого поэта в его юбилейном августе приехать в Крым или нет — это уже всё-таки не столь важно, потому что главное о нём я уже знаю. И уже сейчас мне кажется, что я знаю о нём достаточно, чтобы искренне сказать, что я мечтал бы — конечно, если Господь даст мне дожить до моего аналогичного юбилея — быть похожим на него, нашего сегодняшнего юбиляра.

Вы спросите, а чем похожим? Ну, хотя бы тем, чтобы в это же время, в эти же годы, так настойчиво, как мне кажется, склоняющие нас почивать на лаврах в роли поэтического ветерана и почётного патриарха — так же, как он, оптимистично ощущать и себя, и весь окружающий нас мир, так же тонко его чувствовать. И, конечно, непременно, чтобы и в этом возрасте так же замечательно писать стихи, как и он, наш юбиляр, наш Мастер, наш, всегда, с каждым новым годом жизни, удивительно новый — Валерий Георгиевич Ходулин.

 

Валерий Савостьянов,

член Союза писателей России,

член Правления Тульского отделения СП России,

лауреат литературных премий

  17 июля 2017 года.  Тула.