Голос из прошлого

Евгений Трещев

 

Голос из прошлого

 

Трещев Евгений Иванович – член Союза писателей России, действительный член Петровской Академии наук и искусств, Почетный работник общего образования РФ, Почетный учитель, Почетный работник газовой промышленности РФ, Ветеран газификации Тульской области, Почетный гражданин Чернского района Тульской области. Автор 28 книг, в том числе первых в Тульской области муниципальных учебников «История родного края» для 7 и 8 классов. Лауреат областных литературных премий имени Л.Н.Толстого и А.Г.Лаврика, лауреат и дипломант многочисленных литературных конкурсов и фестивалей.

Недавно из печати вышла новая книга, написанная Геннадием Николаевичем Маркиным, под названием «Дознанием установлено», которая включает в себя двадцать четыре рассказа: «Алтуховский Каин», «Презумция невиновности», «По следу беса», «Жалоба крестьянки», «Рождественский подарок», «Отцовское завещание», «Плис для Глафиры», «Посеял Самсон бурю», «Анна и Аня», «Объездчик Пирогов», «Неудачный брадобрей», «Крапивенская уездная полиция», «Буйный ямщик», «Зерно раздора», «Кража», «Заработанные деньги», «С легким паром», «Имею честь покорнейше просить», «Как писарь у судьи взятку вымогал», «Неподсуден», «Неблагонадежный», «В последний путь», «Конец Пашки Неуловимого», «Крестьянин Козьма Борисов». Часть из них  уже печаталась в периодической литературе и нашла хороший отклик у читателей.

События, изложенные в книге, происходят в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в Крапивенском уезде Тульской губернии.

Это произведение имеет не только художественную ценность, но также историко – познавательную. Автор поставил перед собой цель изобразить жизнь прошедшей эпохи на примере деятельности главного героя произведения – урядника Степанова, прослужившего в полиции более тридцати лет. Все написанное носит в себе печать самобытного, истинного таланта писателя и сделано с редкой смысловой сжатостью, когда время можно прощупать рукой.

Перед нами словно раскрытая дорога в далекое прошлое, где не было ни нас, ни всего того, что составляет нашу жизнь. Мы стараемся увидеть, смещая в мыслях время и пространство, как жили наши предки.

Здесь историзм проявляется в точной передаче социальных, бытовых, психологических, языковых особенностей изображаемого периода времени. Многие факты и события уже забыты, уйдя в небытие со многими поколениями людей, когда – то живших на этой земле.

Жизнь основана на борьбе светлого и темного, добра и зла. И эта борьба постоянно происходит в душах людей, что нашло отражение на страницах произведения.

В ходе работы над книгой автором широко использовались архивные документы, в том числе «Протоколы полицейского урядника Ясенковской волости Крапивенского уезда Сидорова». Геннадий Николаевич вспоминает: «Я взял это дело и начал его внимательно изучать… Написанные аккуратным почерком протоколы до такой степени меня захватили, что я не мог от них оторваться, вчитывался в каждую строчку, в каждую букву». Опираясь на эти документы, он смог воссоздать облик и события прошлого, включая в свой труд также творческий художественный вымысел. Он пишет и о том, что могло быть, а не только то, что было в действительности. В центре произведения – образ- чувство, образ- переживание. Очень характерны сравнения и эпитеты в обрисовке портрета главного героя, раскрывающие его внутреннюю суть.

Урядник Николай Иванович Сидоров был знаком с графом Л.Н.Толстым и членами его семьи. Секретарь графа Н.Н.Гусев пишет о уряднике Сидорове: «человек высокого роста, крепкого телосложения, весь седой».

Чтобы украсить и оживить повествование Геннадий Николаевич включил в произведение высказывания своих героев, порой довольно эмоциональные. Иногда они носят исповедальный характер. Так он создает не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Они выписаны красочно, выпукло, зримо.

Особенно хочется отметить хороший русский язык, простой и внятный стиль изложения. Ему изначально чужда манерность. А «писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым» (С.Моэм). Г.Н.Маркин с этой задачей справился успешно.

Автор пристальным и внимательным взглядом всматривается в лица, в судьбы и души людей, подробно и красочно описывает места действия, окружающую природу. Человек и природа в его творчестве неразрывны. Он не жалеет эпитетов, чтобы описать звуки, краски, запахи. В каждом персонаже автор подмечает черты, свойственные только данному типу людей.

В последние годы в обществе растет интерес к истории, люди стремятся понять и переосмыслить прошлое своего народа. Какими были наши предки? Как они жили? Что их волновало? Вопросы, вопросы, вопросы…

Ответы на некоторые из них можно найти в книге Геннадия Николаевича, так как все рассказы, включенные в книгу, основаны на реальных событиях.

Как мы видим из содержания рассказов в деятельности уездной полиции имели место профессионализм и дисциплина со стороны одних полицейских (таких как урядник Сидоров), а также неспособность и разгильдяйство со стороны других чинов полиции.

А жизнь в уезде не стояла на месте. Так же, как и в наше время, в те годы убивали и избивали людей, обманывали, оскорбляли и воровали. Все повторяется.

К началу двадцатого века более восьмидесяти процентов населения России составляли крестьяне. А быстро растущей группой населения были рабочие, в основной массе являющиеся выходцами из деревень.

Жизнь среднего русского крестьянина была исключительно суровой и беспросветной.

Должность уездного полицейского урядника являлась очень важной в уездном административном аппарате. Уряднику предписывалось вести «жизнь честную и трезвую», завоевать доверие и уважение местных жителей. К сожалению, далеко не все они соответствовали этой рекомендации.

Полицейский урядник подчинялся становому приставу и ведал определенной частью стана, как правило, равной волости. Уряднику предписывалось охранять общественное спокойствие, следить за соблюдением санитарных и противопожарных норм, «за проявлением  действий и толков, направленных против правительства, власти и общественного порядка». Он расследовал мелкие преступления, производил первичное дознание, задержание виновных и подозрительных лиц.

Урядник, кроме того, являлся непосредственным начальником стражников, а также, выбранных из крестьянской среды, сотских и десятских на местах.

Нарисованная автором картина наполнена большим философско – нравственным содержанием. «Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди»,- говорил А.Чехов.

Книга «Дознанием установлено» помогает нам понять истину, открыть соотношение добра и зла в нас самих и окружающем мире. Есть четкая граница между тем, что любит и что ненавидит автор всеми силами души. В какой- то степени он обличает и среду, убивающую в человеке все его лучшие духовные качества. Писатель умеет говорить правду. Отдельные фрагменты в сборнике рассказов выделяются в самостоятельные микроновеллы и могут существовать абсолютно обособленно.

Человеку трудно выжить в холодном мире, где царит жестокость и несправедливость.

Судьбы героев, проблемы, поднятые Маркиным, созвучны и с нашим временем. Корень всех зол в жадности и зависти. В современном мире, где правят деньги и потребительство, осталось очень мало людей, которые готовы бескорыстно помогать другим. Это жестокий мир. Человек человеку волк – вполне естественное и привычное явление в современном обществе, где каждый борется за себя и своих близких.

Сделать выбор всегда тяжело. Но часто это выбор между добром и злом. И тут на помощь приходит совесть – голос Бога внутри человека, как говорят в Индии. Совесть и нравственность – это то, что делает человека человеком.

Сборник рассказов «Дознанием установлено» эмоционально свежая книга, искренняя и интонационно взрывная. Она четко расставляет акценты и приоритеты. Автор на высоком уровне владеет художественными приемами, умеет сохранять читательский интерес, вести интригу. М.Горький утверждал: «Не умея держать в руках топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь». В произведениях Г.Н.Маркина есть все: знание языка, чувства, вера, любовь, надежда, образ, глубина и мысль. Он пишет с полной самоотдачей, раскрепощая свое сердце, жаждущее понимания. Текст крепко держит читателей неожиданными поворотами сюжета. И они признательны автору за то, что он сумел передать им свои самые сокровенные чувства в моменты раздумий и сомнений, любви и радости.

Книга удалась. И мы видим, что в литературе только крайняя степень сосредоточения и самопожертвования приносит успех и творческое счастье.