К 60-летию Тульской писательской организации

              К 60-летию Тульской писательской организации

            Валерий Маслов, Заместитель председателя Тульского отделения Союза писателей России, Заслуженный работник культуры РФ, член Общественного Совета Министерства культуры.

 

             18 ноября 2020 года тульские писатели отмечают свой знаменательный праздник —

ровно шестьдесят лет назад, в далёком 1960 году в Туле появилось областное отделение Союза писателей РСФСР. У его истоков стояли наши легендарные писатели — Наталья Деомидовна Парыгина и последний личный секретарь Льва Толстого Валентин Фёдорович Булгаков.

Тульская земля издавна славится ратными подвигами и трудовыми успехами. Отличается она и богатым культурным наследием, в том числе — в области литературы. В Ясной Поляне родился, жил и создавал бессмертные произведения великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. В Туле жили и работали В.В. Вересаев, Глеб Успенский, М.Е. Салтыков-Щедрин.

С Тульским краем прочно связаны имена В.А. Жуковского, Н.В. Успенского, И. С. Тургенева, И.А. Бунина, Г.А. Скребицкого и многих других.

Тула и Тульский край таят в себе неиссякаемый источник поэзии. Тульские поэты издавна занимали видное место в русской поэзии. Об этом, в частности, свидетельствует то, что произведения В.А.Жуковского, П.П.Сумарокова, В.И Богданова, А.С.Хомякова, поэтов-декабристов Н.А.Чижова, братьев Бобрищевых-Пушкиных включались в хрестоматии «Русские поэты Х1Х века», изданные в шестидесятые годы прошлого столетия. Многие из них были не только выдающимися поэтами, но и видными общественными деятелями и просветителями, игравшими большую роль в развитии культуры и российской словесности. Сюда многократно приезжал И. С. Тургенев, который увековечил память о тульской земле в знаменитом рассказе «Записки охотника».

Лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин также неоднократно приезжал в город Тулу, поскольку в городе Ефремове Тульской губернии проживали его родственники.

К Ефремову и его окрестностям имеют прямое отношение творческая история повести замечательного писателя под названием «Деревня», многие его другие повести, рассказы, переводы (в их числе и знаменитый рассказ «Антоновские яблоки»). Писатель много раз приезжал в Огнёвку Тульской губернии — имение своего брата Евгения Алексеевича, бывал в Туле, в Ефремове, где жили его сестра и мать.

Многое из увиденного и пережитого писателем в Огнёвке, Ефремове вошло в его «Деревню» и другие произведения. Как пишет А. Бабореко, автор интересной книги о Бунине, прототипом Горизонтова из рассказа «Чаша жизни» (1913) «отчасти послужил, по устному свидетельству писателя С. И. Малашкина, преподаватель духовного училища в городе Ефремове. Подобно герою рассказа, он обычно ходил с парусиновым зонтом и в калошах, купался летом и зимой в Красивой Мече и продал свой скелет для анатомических целей».

Картины окрестностей Ефремова воссозданы в «Жизни Арсеньева». Герой этого произведения попадает в Кропотово (у Бунина — Кроптовка), родовое имение отца М. Ю. Лермонтова.

В наброске «К будущей биографии Н. В. Успенского», относящемся к 1890 году, Бунин рассказывает о некоторых фактах жизни писателя-демократа, двоюродного брата писателя Глеба Успенского.

В Туле неоднократно бывал великий русский писатель-сатирик Николай Васильевич Гоголь. Вот что писал тульский помещик Н. Ф. Андреев, отставной артиллерийский офицер, автор ряда работ историко-краеведческого характера, в газете «Тульские губернские ведомости» (1855, №№ 2–3) о своей встрече с Н. В. Гоголем в тульской гостинице 4 июля 1851 года.

Н. В. Гоголь в этот день находился в Туле проездом из Украины в Москву. По словам Н. Андреева, «Гоголь рассказывал ему «о далеких своих странствованиях: о Риме, Неаполе, Генуе, Флоренции, Венеции», беседовал с ним о литературе. Андреев не сразу узнал Гоголя в человеке, беседовавшем с ним, когда же великий писатель представился ему, автор воспоминаний с завидной непосредственностью закричал «вне себя от радости: так это вы, наш знаменитый писатель, честь и слава нашей литературы? Ура!»

Е. Смирнова-Чикина, известный исследователь жизни и творчества Гоголя, видит ценность этих воспоминаний в том, что они рисуют необычный образ писателя последних лет его жизни: «общительного, разговорчивого, добродушного, шутливого», тогда как многие биографы, вслед за П. А. Кулишем, создавали представление об авторе «Мертвых душ» как о человеке уставшем, мрачном, погружённом в себя.

«Воспоминания Н. Ф. Андреева, — по мнению Смирновой-Чикиной, — написаны ярко, со многими подробностями, да к тому же, вскоре после встречи с Гоголем, и от них можно ожидать большей точности, чем от написанных много позже…»

Об отношении к Тульскому краю автора гоголевских «Мертвых душ» интересная статья принадлежит профессору М. С. Альтману под заглавием «Мертвые души» и Тульская губерния», которая была напечатана в Тульской областной газете «Коммунар», 2 марта 1959 года. По мнению автора, в «Мертвых душах» мог отразиться факт продажи одним из богатейших тульских помещиков графом В. А. Бобринским откупщику Бенардаки двух тысяч крестьян на вывоз в Херсонскую губернию.

Упоминая Н. Ф. Андреева в числе писателей Тулы, надо прежде всего отметить его как писателя-краеведа. Он издал книгу «Описание видов города Тулы» (1856 год), которая сейчас является просто кладезью архитектурных имен. И это не случайно: в среде тульских краеведов, ученых, писателей того времени Н. Ф. Андреев был авторитетным человеком. Его характеризовали как «известного знатока древностей Тульской губернии».

В то время в общественной жизни Тулы произошло важное событие: стала издаваться еженедельная газета «Тульские губернские ведомости». Из неё любознательному современному читателю можно почерпнуть массу интересных историй о жизни тогдашней Тулы и ее знаменитых обитателей.

Например, в номере 21 за 1854 год было помещено такое объявление. «По доверенности от графа Толстого, управляющего его имением Крапивенского уезда в сельце Ясная Поляна, майор граф Валериан Толстой вызывает желающих на снятие в арендное содержание двух домов: каменного двухэтажного и деревянного двухэтажного с мезонином. При них галереи с хорошей мебелью, кухня, конюшня и сарай в сельце Ясная Поляна состоящих».

Из этого объявления современные туляки могут узнать, что и полтора века назад люди жили на то, что сдавали в аренду помещения, а также, что это те знаменитые двухэтажные дома с кухней, конюшней и прочим, что составляют сейчас историческую и мемориальную ценность Музея-усадьбы «Ясная Поляна».

В своей книге «Историческое обозрение Тульской губернии» (1850 год) её автор Н. И. Афремов в разделе «Писатели и члены учёных обществ Тульской губернии» пишет об Н. Ф. Андрееве так: «Один из ревностных писателей Тульской губернии».

С Тулой связана административная и литературная деятельность известного писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Он был выходцем из старинного дворянского, а по матери — купеческого рода. Но под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия.

В нашем городе Михаил Евграфович служил с 29 декабря 1866 года по 13 октября 1867-го в качестве управляющего Тульской казённой палатой. Своеобразные особенности характера Салтыкова-Щедрина, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в «Историческом вестнике» в 1902 году. На административном посту в Туле писатель энергично боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял на страже интересов низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников.

В Туле Михаил Евграфович написал памфлет на Губернатора Шидловского под названием «Губернатор с фаршированной головой». И не случайно, что после этого писателя уволили с работы по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством. А в 1868 году этот «беспокойный человек» по велению императора Александра II был и вовсе уволен в отставку как «чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы».

Продолжая затем писательскую деятельность, М. Е. Салтыков-Щедрин написал произведение под названием «История одного города», где по предположениям тульских краеведов, в портретной характеристике градоначальника Прыща присутствуют живые черты Губернатора Шидловского.

В его произведениях «Дневник провинциала в Петербурге» и «Как один мужик двух генералов прокормил» также упоминаются города Тула и Алексин. На тульский практический опыт писатель, видимо, также опирался в одном из своих «Писем из провинции».

Пребывание М. Е. Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казённой палаты на проспекте Ленина, 43. Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области.

Солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил творчество ряда тульских поэтов девятнадцатого века. Например, стихи А.С. Хомякова он признавал прекрасными. Алексей Степанович Хомяков был не только хорошим поэтом, но и глубоким мыслителем, учёным, меценатом и благотворителем. Одно только перечисление основ его деятельности говорит о разносторонности талантов этого человека: философ, экономист, публицист, мыслитель, оратор, журналист, художник, изобретатель, врачеватель. И не случайно, что благодарные туляки до сих пор ежегодно проводят в его родовой усадьбе под Тулой традиционные Хомяковские чтения, чтят его память.

Многие годы с Тульским краем был связан другой выдающийся поэт — Василий Андреевич Жуковский. Его А. С. Пушкин назвал одним из основоположников новой русской поэзии. Более того, Александр Сергеевич считал себя «его учеником».

Творчество В. А. Жуковского во многом определило дальнейший литературный путь таких великих поэтов, как Лермонтов, Баратынский, Тютчев. По словам выдающегося литературного критика Российской империи В. Г. Белинского, В.А. Жуковский наполнил русскую поэзию новым содержанием.

Как всякий крупный поэт, В.А. Жуковский неповторимо индивидуален. Его поэзия представляет собой расширяющийся, всеохватный мир идей и образов, мир, живущий по собственным неповторимым законам. Воззрения Жуковского-поэта, в силу своих идеалов, во многом близки современному читателю, но во многом принадлежат только своему времени. Он стоит у истоков русской поэзии ХIХ века. Он был первым русским поэтом, давшим лирике широкие подвижные границы, способные вмещать разрастающийся, усложняющийся духовный опыт человека нового времени. И это было и остаётся актуальным не только для своего времени, но и для последующих поколений.

Видимо, поэтому поэтическое наследие тульских поэтов ХIХ века не только сохраняется, но и развивается в творчестве современных литераторов. Так, многие черты романтической поэзии В. А. Жуковского присутствуют в произведениях  современных тульских авторов. Их стихи отличаются присущим поэзии Василия Андреевича гражданским пафосом и патриотизмом.

Эти чувства были присущи и лирике других тульских поэтов девятнадцатого века. В. Богданов, И. Родионов, Н. Макаров стали всенародно известны и любимы как авторы текстов песен, ставших, выражаясь современным языком, русскими хитами, — «Дубинушку», «Не корите меня, не браните», «Однозвучно звенит колокольчик» знают и поют во всём мире.

Знаменитая «Дубинушка» была одной из любимых песен Фёдора Ивановича Шаляпина. Традиции песенного искусства поэтов-предшественников продолжили в ХХ веке наши современники Иван Доронин, Владимир Лазарев, Юрий Щёлоков, Юрий Коняхин, Александр Бочаров и другие.

Народную песню «Ах, цвети, цвети, кудрявая рябина», автором текста которой является туляк И.И. Доронин, до сих пор исполняют на эстрадных концертах, поют в праздничные дни за столом в кругу родных и друзей простые русские люди.

Непростая и во многом трагичная судьба свела с тульской землёй знаменитого поэта Ярослава Васильевича Смелякова. В 1946 году его освободили из заключения, но в Москву вернуться не разрешили. Смелякова направили в Сталиногорск (ныне Новомосковск) в нашей Тульской области.

Кем только не пришлось трудиться вдали от родины корифею русской поэзии! Сначала Ярослав устроился работать на шахте в посёлке Донском, затем он стал помощником заведующего банно-прачечным комбинатом. Но талантливый поэт ни на минуту не прекращал творческую деятельность. «Ни дня без строчки!» — это о нём, его трудолюбии и способности творить в самых неожиданных местах и условиях. Смеляков был настолько литературно плодовит, что успевал сотрудничать сразу в двух газетах — «Сталиногорская правда» и «Московская кочегарка», где выходили его заметки и стихи.

Не чурался знаменитый поэт и местных литераторов. Главный редактор «Сталиногорской правды» Константин Иванович Разин принял опального поэта в штат редакции, что существенно улучшило его жизненные условия и подняло авторитет у местной власти. А когда сталиногорский поэт Степан Поздняков приютил его в своей комнате, то быт Ярослава и вовсе «устаканился». Правда, жили они в тесноте, да не в обиде: койку Ярослава отделял от хозяев большой самодельный шифоньер. По ночам Смеляков сочинял стихи, а утром читал их Позднякову.

Смеляков приходил на спектакли городского народного театра, писал о них в местной газете. Он руководил литобъединением, участвовал в вечерах поэзии во Дворце культуры. Стихи Смелякова начинают печатать толстые московские журналы «Знамя», «Новый мир». Так, можно сказать, тульская земля, родина многих известных поэтов, дала Ярославу Васильевичу Смелякову вторую жизнь.

Но и наши современники — тульские писатели, с которыми мы встречались, общались, разговаривали и подчас не придавали этому совершенно никакого значения, также создали произведения, которые знают не только в нашем городе. Назовём тех, кого сейчас уже нет вместе с нами, и которые внесли наиболее существенный вклад в развитие литературы.

Прозаик Иван Панькин сочинил «Легенду о мастере Тычке», самобытном тульском умельце, который стоит в одном ряду со знаменитым тульским Левшой. Анатолий Кузнецов написал книгу «Бабий яр», которая стала хрестоматийным материалом о чудовищном злодеянии фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны — расстреле тысяч безвинных жертв под Киевом. Наталья Парыгина создала цикл произведений о своих современницах, среди которых выделяется неоднократно переизданный роман о русской женщине — «Вдова».

Книги Натальи Парыгиной «Дни весенние», «Что сердцу дорого», «Любой ценой», «Сын» связаны с Тулой, а роман «Вдова», получивший в 1974 году поощрительную премию Союза писателей СССР и ВЦСПС на Всесоюзном конкурсе на лучшее произведение о рабочем классе, отражает историю строительства и развития Ефремовского завода синтетического каучука.

«Яснополянский сенокос» — так названа книга Юрия Щёлокова, вышедшая в издательстве «Советский писатель», и само её название говорит о привязанности писателя к родному краю. Этим чувством пронизаны и другие сборники поэта.

С большой любовью к знаменитому уголку земли тульской — Ясной Поляне написаны этюды Галины Езерской «Живые, трепетные нити», изданные в Туле и в Москве.

В послевоенные годы большую роль в развитии литературного движения в области сыграло областное литературное объединение, председателем которого многие годы был директор Приокского книжного издательства Н. В. Виноградов. В 1949—1958 годах в нашем городе выходил альманах «Литературная Тула», где печатались произведения А.А. Елькина, М.П. Кольчугина, А.И. Туликова, П.Т. Стародубцева и других тульских прозаиков и поэтов.

Тулу и её окрестности в годы Великой Отечественной войны показал в своём романе «Костёр» Константин Федин. Героическая оборона Тулы была отражена в романе Георгия Березко «Мирный город», в целом ряде документальных и художественных фильмов.

Среди писателей-туляков, которые также отразили в своих книгах героическую оборону Тулы, 80-летний юбилей которой мы будем отмечать в следующем году, можно выделить Александра Елькина («Приобщение к подвигу» и «Пятьдесят дней мужества»).

Но в Туле и области не было своей писательской организации. В 1958 году двое тульских литераторов: бывший личный секретарь Л.Н. Толстого В.Ф. Булгаков и прозаик Н.Д. Парыгина были приняты в члены Союза писателей СССР и прикреплены к Курской писательской организации. Через два года в Тулу переехали на постоянное жительство ещё трое членов Союза писателей, и в ноябре 1960 года по решению Правления Союза писателей РСФСР в Туле была создана писательская организация. По случаю этого события в город приехали на организационное собрание председатель Правления Союза писателей РСФСР Л.С. Соболев, секретари Правления Союза писателей СССР Г.М. Марков и А.Д. Салынский.

Ныне Тульская писательская организация насчитывает около пятидесяти человек. О каждом из них можно рассказать очень много интересного и каждый внёс в развитие русской литературы весомый вклад.

В Туле развились и окрепли таланты поэта Владимира Лазарева — на его стихи была создана популярная песня «Берёзы, прозаика Игоря Минутко — автора повести «Мне восемнадцать лет», ставшей прообразом известного фильма «Стиляги».

Украшением Тульской писательской организации стал старейший писатель Тульского края Валентин Федорович Булгаков — автор известных книг «Л. Н. Толстой в последний год его жизни», «О Толстом», «Встречи с художниками», «Лев Толстой, его друзья и близкие», многих статей о писателе, очерков, пьес.

Тульская  писательская организация гордится и именем члена Союза писателей СССР, внука знаменитого художника — Поленова Федора Дмитриевича.

Писатель, общественный деятель Ф.Д. Поленов родился в Москве, но свою жизнь связал с тульским краем, с родиной своего знаменитого деда, известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

После окончания Высшего Военно-морского училище им. Фрунзе он  служил в разных корабельных соединениях военно-морского флота, командовал боевыми кораблями.

Но, уволившись в запас, Федор Поленов посвятил себя музейному делу. Вначале он был директором, а впоследствии — главным хранителем государственного музея-заповедника В.Д. Поленова. В 1990 году Ф. Д. Поленов был избран депутатом в Верховный Совет РСФСР, где работал в должности председателя комиссии по культуре Президиума Верховного Совета РСФСР.

Писать он начал еще во время службы на флоте. Периодически публиковался во флотской печати и в газетах Известия”, “Советская Россия”. Выпустил несколько сборников рассказов: “Долина Любосны”, “Теплые края”, “За открытой дверью”, “У подножья радуги».

Ф.Д. Поленов являлся составителем большого числа фотоальбомов и фотокниг, посвящённых музею-заповеднику “Поленово”.

Другой известный тульский прозаик — И.Ф. Панькин родился в далёком 1921 году. Воевал — стал инвалидом Великой Отечественной войны. Работал юнгой, в цирке, служил матросом. Награжден орденами Отечественной войны первой степени, Красной звезды, боевыми медалями. Но главной его страстью было — писать. Однако широко известен он стал позже, когда вышла его книга под названием «Легенда о мастере Тычке». Тычка — это своеобразный прообраз тульского Левши.

  • В Туле я садился в трамвай и ездил по всему городу, не выходя из него, — рассказывал Панькин. — В это время я внимательно прислушивался к разговорам людей, особенно когда туляки возвращались из знаменитых оружейного, машиностроительного, патронного и других оборонных заводов. Вот тогда я и подмечал в разговорах такие меткие словечки и фразы, которые характерны для трудового люда. Там, в трамвае, я, кстати, и услышал это словосочетание — мастер Тычка.

Скажем сразу: Панькин — это единичное, знаковое явление в нашей среде. Сочетание природного таланта, сиротского детства, в котором им был накоплен огромный жизненный опыт, и национальные этнические черты мордвина дали тот великолепный сплав, из которого рождались произведения этого самородка. Иван Федорович Панькин стал развивать редкостный, особый сказовый жанр. В результате появились сказки и легенды Таласской долины («Серебряный голос»), «Легенды о матерях», матросские легенды и сказы «След на море». Но главным достижением этого писателя считается создание легенд и сказов о тульских мастерах. Герой его «Легенды о мастере Тычке», наряду с лесковским Левшой, стал литературным героем Тулы.

К своей творческой работе прозаик подходил тщательно, профессионально и ответственно. Он писал трудно и медленно, словно постоянно выпадая из временного потока. Треть жизни отдал И. Ф. Панькин «Легендам о мастере Тычке» — книге сравнительно небольшого объема. И до последних дней писатель не оставлял творчество. Его роман «Свеча на ветру» вобрал в себя повесть «Начало одной жизни», но значительно расширил её и обогатил литературно. Он продолжал цикл «Легенд о матерях», создавал «Легенды о русском солдате».

Тула, ставшая для автора родной, как могла, поддерживала своего творческого гения. Он был награжден званием «Почетного гражданина города-героя Тулы», его «Легенды о матерях» были включены в список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения, а после смерти писателя на доме в Туле где он жил, появилась мемориальная доска.

Надо отметить, еще при жизни Иван Федорович Панькин был замечен нашими самыми известными писателями. Например, Виктор Астафьев в своем «Зрячем посохе» поставил автора «Тычки» рядом с самим автором «Левши». О творчестве Ивана Панькина высоко отзывались такие признанные авторитеты, как Евгений Носов, Борис Можаев.

Это — сказ о судьбе Тулы, российского города оружейников, выстроенный в лаконичной, народной, пересыпанной каламбурами, прибаутками, пословицами, присловьями, поговорками книге. И все разговоры о подражательстве лесковскому «Левше» сразу становятся несостоятельными. Более того, существует литературное мнение, что Тычка, по легендам, учитель Левши.

Большой взнос в копилку тульской литературы делают наши писатели и поэты Владимир Куликов, Валерий Ходулин, Валерий Савостьянов, Владимир Родионов, Валерий Виноградов, Евгений Трещёв, Геннадий Марков, Алексей Яшин и каждый другой член Союза писателей России, стоящий на учёте в Тульском отделении.

Тульская писательская организация постоянно пополняется за счет литературного актива, новых авторов, которые проходят жёсткий, взыскательный отбор. Для этого создан и успешно работает Творческий совет, возглавляемый поэтом, руководителем Новомосковского и Богородицкого литературных объединений Валентином Киреевым.

В последние годы были приняты в Союз писателей России талантливые поэты Валерий Виноградов, Алексей Гусаков, Галина Лялина, участник Великой Отечественной войны Алексей Иванович Мосин и многие другие.

Вот какое, небольшое по объёму, но глубокое по содержанию стихотворение Алексей Гусаков подарил мне к юбилею: Валерию Маслову – на День рождения. Мой слог не так высокопарен,/ Как подлежит здесь быть ему,/ Но прозвучит он, благодарен/ Большому сердцу и уму./ Смогу ли быть я благороден,/ Чтоб приравняться к Вам?/ Увы… Но мир тем больше мне угоден,/ Что в нём такие есть, как Вы./ Что ни скажу — лишь малой частью Плесну горящее в себе./ За благосклонное участье В моей изменчивой судьбе./ Я исходил и видел много Камней глухих и муравы …/ И, если верю нынче в Бога, — / То Он живёт в таких, как Вы.

В настоящее время при поддержке Министерства культуры Тульской области регулярно выходит сборник прозы и поэзии «Тульское слово», редактором и составителем которого является Заместитель председателя отделения Валерий Маслов. В нём публикуют свои произведения до пятидесяти и больше тульских авторов.

Когда-то, напутствуя вновь созданную писательскую организацию, Г. Марков сказал, что тульские писатели «должны создавать книги о туляках, понимая, что это — произведения для всей Российской Федерации». Поэтому многие книги туляков написаны о людях и событиях родного края. Среди них выделяется подвиг уроженцев Тулы и защитников города в годы Великой Отечественной войны, 75-летний юбилей Победы в которой мы отметили в этом году.

Патриархом тульской словесности можно назвать Сергея Львовича Щеглова — талантливого журналиста и, публициста, писателя, литературного критика.

С членом редколлегии, заведующим отделом промышленности газеты «Коммунар» Сергеем Норильским (этот псевдоним С.Л. Щеглов взял себе в память о заключении в городе Норильске) мне посчастливилось некоторое время работать вместе. И он запомнился как принципиальный, взыскательный и талантливый журналист. Тогда, на редакторских «планёрках», я учился на примерах принципиальности и правдолюбия, которые в изобилии давал журналист Сергей Щеглов. Он мог поспорить с редактором газеты, открыто высказать своё мнение о неудачном авторском материале, и, как ни странно, именно за это его и любили в коллективе. Сергей Щеглов, критикуя статьи коллег, всегда давал и дружеские советы, и помогал начинающим авторам, к числу которых относился и я.

Сергей Львович Щеглов-Норильский прошёл большой жизненный и творческий путь. Он оставил после себя тысячи газетных статей и публикаций в газетах, альманахах, сборниках, антологиях прозы и поэзии. Несколько талантливых книг-исследований о творчестве ряда писателей, в том числе и моём, под названием «Тульский феномен». Память об огромной общественно-политической работе во многих общественных организациях, особенно на посту руководителя Тульского отделения «Мемориал». И, конечно, свои собственные художественные книги, которых насчитывается более десятка наименований.

29 декабря 2019 года ушел из жизни старейший тульский писатель, заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный гражданин города Тулы, академик Международной педагогической академии, член Союза писателей России Вячеслав Иванович Боть.

Этот уникальный ученый, краевед, писатель был настоящим украшением нашей писательской организации. Как отмечает интернет-сайт «Свободная энциклопедия «Википедия»: «Вячеслав Иванович Боть — советский и российский музейный работник, краевед Тульской области. Директор Тульского областного краеведческого музея, ведущий научный сотрудник Дома‑музея В. В. Вересаева, заслуженный работник культуры РСФСР. В Тулу он приехал в 1948 году, где поступил в педагогический институт. И с тех пор вся его жизнь была связана с нашим городом. Главной страстью Вячеслава Ивановича стало увлечение военной историей Тульской области. Этой большой научной работой он занимался всю жизнь.

Сфера его интересов была огромна и многогранна. Более тридцати лет В.И. Боть работал директором Тульского областного краеведческого музея. Руководил и принимал непосредственное участие в создании новых экспозиций и выставок, в том числе знаменитого на весь мир музея на Куликовом поле — ныне Государственного музея-заповедника Куликовской битвы. Работал над музеефикациией Тульского кремля, 500-летие которого мы отмечаем в этом году. Писал замечательные лирические стихи, много произведений посвятил Туле, её героической обороне. Например, в своей книге «Наша Россия» в стихотворении «Песня Тульского рабочего полка» особо отметил значение для туляков и обороны города в годы Великой Отечественной войны его героических защитников.

В Туле много подвижников литературы — тех, кто не жалея собственных сил и средств, издаёт или издавал художественно-литературные газеты, журналы и альманахи. Это Алексей Яшин (журнал «Приокские зори»), Сергей Овчинников (альманах «Тула»), Валентин Киреев (сборник «НЛО»), Валерий Маслов (газета «Тула литературная»), Эдуард Георгиевский (альманах «На крыльях «Пегаса»), Дмитрий Кузнецов (газета «На крыльях души»), Яков Шафран (православный альманах «Ковчег»), Валерий Виноградов (сборники Алексинского литобъединения «Алло»), Владимир Пряхин (альманахи «Среда» и «Средоточие»), Сергей Сенин (музыкально-литературный альманах «На лирической волне») и другие.

Член Союза писателей России Николай Макаров подготовил и издал фундаментальный справочник «Писатели тульского края (2020 год).

Большую работу по организации литературного процесса в Туле проводит поэт, председатель Тульского отделения Союза писателей России Николай Жуков. Он разработал, создал и ведёт в Интернете на высоком уровне Сайт тульских писателей. На нём каждый творческий туляк может разместить свои произведения, сообщается о всех новостях литературной жизни.

Немалую организаторскую работу по привлечению к творчеству молодых проводит и член Союза писателей Владимир Сапожников. Он — организатор Тульских областных слётов молодых литераторов. Именно на них писатели выделили молодых и талантливых поэтов Дмитрия Нестеренко и Анастасию Насырову из Новомосковска, прозаика Владиславу Васильеву из Узловой и других. Кстати, Д. Нестеренко намечен к приему в Союз писателей на ближайшем собрании тульского отделения.

Большую заботу о тульских писателях проявляют Губернатор А.Г. Дюмин и Министр культуры Т.В. Рыбкина. Писателям выделено бесплатно хорошее помещение в Туле. Ежегодно издаётся сборник произведений тульских писателей «Тульское слово», организуются литературные мероприятия на Бежином луге, на родине В. Жуковского в Мишенском, в Пушкинский день у бюста поэта в Туле. Создан Общественный совет Министерства культуры, который решает вопросы развития творческого процесса, членом которого меня недавно избрали. Выделяется транспорт для подвоза писателей к местам мероприятий. Проводятся творческие встречи с чаепитием в Доме дворянского собрания и многое другое. Для поощрения тульских писателей в целях создания социально значимой литературы Правительство Тульской области и Министерство культуры установили ежегодную литературную премию имени Л. Н. Толстого, Тульская областная дума — литературную премию имени поэта Ярослава Смелякова в трёх номинациях «Проза», «Поэзия» и «Публицистика», Тульская городская дума — литературную премию «Истоки».

Конечно, хотелось бы ещё большего внимания и заботы к писателям со стороны властей: ведь, как известно, «Поэт в России больше, чем поэт, писатель — больше, чем писатель»! Но, как писал ещё незабвенный Козьма Прутков, «Нельзя объять необъятное!» Конечно, проблем у русской литературы было множество всегда: вспомним Александра Пушкина с вечной нехваткой средств, Антона Чехова, который был вынужден, по его собственному выражению, «трудиться в литературе, как раб на галерах», чтобы заботиться о многочисленных членах своей семьи и т.д.

Но тульские писатели, которые отмечают свой славный юбилей, живут и создают свои книги не только для того, чтобы отразить в них современную действительность, создать летопись эпохи, в которую пришлось жить и работать. Но и для того, чтобы воспитывать нравственность и патриотизм, чувство любви к Родине, чтобы дать людям надежду и веру в своё светлое будущее, в то, что они живут и работают не напрасно!

С наступающим праздником, дорогие коллеги и туляки!