Красотка и семья

Исполнилось 100 лет со времени постановки знаковой пьесы «Красотка и семья» знаменитого английского писателя, драматурга, эссеиста У.С. Моэма. Недавно в Тульском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля по этой пьесе. Публикуем рецензию на спектакль заместителя председателя Тульского отделения Союза писателей России, заслуженного работника культуры РФ Валерия Маслова.

 

                       Быть женщиной – это великое мастерство!

 

Тульскому академическому театру драмы под силу ставить и выполнять творческие задачи любой сложности, показывать на сцене блестящие спектакли. Именно таким стал спектакль «Красотка и семья» по пьесе С. Моэма, поставленный режиссёром Д. Красновым, премьера которого состоялась 28 и 29 мая 2021 года.

Пьеса английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма «Красотка и семья» (в оригинале «Семейный очаг и красавица») была написана автором в далёком 1919 году. Уже тогда она претендовала на создание в театре спектакля-шлягера. Только ждала режиссёра, способного фантазировать, искать и ставить на сцене необычные театральные формы.

Вообще-то, пьесы У.С. Моэма всегда были любимы театрами и режиссёрами-постановщиками. Острые, элегантные, сценичные, иногда язвительные, чаще ироничные, с безупречным чувством формы и блеском диалога, они манили к себе творческую богему.

Но, как оказывалось, ставить их на сцене было и трудно, и ответственно. И потому в театральной истории, а также  на советской сцене Моэм остался, прежде всего, автором нескольких пьес. Это довольно известные пьесы автора «Театр», «Недосягаемый», «Круг».

Некоторые пьесы У.С. Моэма вообще не переводились в России с дореволюционных времен, а многие так и остались в черновиках. По-сути, «роман» Моэма с российским театром закончился ещё в далёких тридцатых годах.

Правда, успешные постановки пьес сложного автора, в том числе, и на тульской сцене, случались. Чего только стоит спектакль по пьесе У. Моэма «Женское постоянство» (режиссёр — заслуженный деятель искусств России Алексей Малышев, художник — заслуженный художник России А. Дубровин) в Тульском академическом театре драмы, который имел колоссальный успех у публики, возобновлялся и вновь вызывал восторг зрителей.

Действие пьесы «Красотка и семья» происходит в доме красавицы Виктории в Англии в 1918 году. Коллизия этого произведения Моэма заключается в том, что Виктория в одночасье становится женой сразу двух мужей и, в придачу, невестой состоятельного джентльмена. И выйти из такого щекотливого положения красивой и умной женщина очень непросто. Но не для Виктории, которая, конечно, находит выход.

Сюжет комедии напоминает лихой водевиль, и здесь важно не скатиться к наиболее лёгкому прочтению великолепной пьесы. Сам Моэм точно выразил её суть: «Супружество — приятная вещь, но оно не должно превращаться в привычку». «Деньги — это шестое чувство, без которых остальные пять бесполезны», «Величайшая трагедия жизни не в том, что люди смертны, а в том, что они не умеют любить». И таких афоризмов в тексте пьесы «разбросано» немало.

 

Интрига пьесы с первых действий героев затягивает зрителя в круговорот интересных событий, тем более, что  комедия Сомерсета Моэма насыщена игрой ума, юмором, изысканным авторским стилем.

Используя типично французскую завязку пьесы, англичанин, рожденный в Париже, страстный путешественник, шпион и великий рассказчик Уильям Сомерсет Моэм исследует в «Красотке» вечную тему — природу отношений мужчины и женщины. И утверждает, что быть женщиной — это не только большой труд, но и великое мастерство.

Интересный вариант пьесы представил в Санкт-Петербургском театре имени Андрея Миронова известный режиссер-постановщик Влад Фурман. Его творческие пристрастия всегда располагались в пространстве знаковой прозы, позволившей создать на сцене театра блестящие интерпретации «Господ Головлёвых», «Обломова», «Мертвых душ», «Отверженных»…       И к «Красотке…» В. Фурман нашел свой, фирменный подход: поставил комедию, написанную больше века назад, подзвученную песней из репертуара «Битлз».

Вот такую сложную пьесу взялся поставить на тульской сцене режиссёр-постановщик спектакля Дмитрий Краснов. И с этой задачей, судя по восторженной реакции зрителя в зале, он, сочетая бережное отношение к произведению Моэма и бьющую через край творческую энергию актёров театра, занятых в спектакле, он и труппа успешно справились. Д. Краснов сумел сохранить и наполнить спектакль по-английски элегантным и по-русски искромётным юмором.

В этом режиссеру-постановщику с успехом помогали художник-постановщик, заслуженный художник России Александр Дубровин, художник по костюмам Елена Погожева, хореограф Валерий Сухов. Как всегда, было удачным музыкальное оформление спектакля, сделанное  заслуженным работником культуры России Ларисой Козловой.

В ролях были заняты заслуженная артистка России Наталия Дружинина, заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев, Марина Борисова, Наталия Забарова, Валерия Климова, Сергей Пыжов, Сергей Сергеев, Дмитрий Чепушканов, Александр Халилеев.

Удачным и оригинальным стало воплощение роли Уильяма, первого мужа Виктории, в исполнении артиста Сергея Пыжова. Признаться, когда перед началом спектакля, я в коридоре театра, где находятся гримёрки, встретил высокого бородатого, обросшего волосами и в рваном пиджаке мужика, стремительно шедшего мне навстречу, то не узнал в нём артиста!

В главной роли Виктории на сцене царила, кружила голову мужчинам, была смешной и в тоже время умной и проницательной, и, конечно, постоянно восхищала всех своей красотой артистка Лариса Киеня.

Ярким, и в тоже время элегантным, подчеркивающим сюжет пьесы, стало оформление спектакля художником-постановщиком, заслуженным художником России Александром Дубровиным. Можно сказать, что в театре драмы сложилось удачное творческое соавторство  этого художника с режиссёром Дмитрием Красновым.

О такой героине Моэма, как Вики спустя сто с лишним лет мог бы написать современный журнал «Караван историй», перечислив всех её мужей, детей, друзей, её жизнь и «путь наверх». Виктория и Коко Шанель. Виктория и Дитрих. Виктория и Эвита. Наконец, сам Сомерсет Моэм…

Но главный смысл пьесы и поставленного театром драмы спектакля не в этом. Просто потому, что иногда «настоящие мужчины» на поверку оказываются детьми, которых надо тащить к семейному счастью.

В «Красотке и семье» все рвутся обрести друг от друга свободу. Но так и остаются семьей. Семейный круг все равно замкнется. И это сейчас, когда условный «Запад» навязывает нашему обществу свои так называемые ценности, разрушающие семейные узы, звучит очень актуально и своевременно.

Гротескная комедия, где главная героиня стремится решить свои семейные проблемы в гротескной форме, где искромётный юмор помогает героям пьесы решать вечные семейные вопросы в доброй, необычной форме, нужна сегодня не меньше, чем серьезные проблемные разговоры на эту тему. Потому что может не просто доставить радость зрителем, но и задуматься. И Тульский академический театр драмы с этой задачей справился успешно.