ВЛАДИМИР КУЛИКОВ МОЙ ДРУГ – ВИКТОР ПАХОМОВ

ВЛАДИМИР КУЛИКОВ

 

МОЙ ДРУГ – ВИКТОР ПАХОМОВ

 

Пахомов Виктор Федорович – человек непростой судьбы. Его родители – селяне, проще говоря, его корни в русской деревне, и первый его поэтический сборник – «Корни», увидевший свет в 1973 году, проникнут глубокими чувствами к сельскому миру. Вторая книга «Мое село» (1974) дополняет и развивает эту тему.

Родился Виктор Федорович 16 марта 1932 года в молодом развивающемся городе Сталиногорске, позднее переименованном в Новомосковск, где прошли его детские и отроческие годы. Учась в одной из школ города, он проникся желанием стать учителем, и позднее он им стал, и даже был директором школы.

Служба в рядах Советской армии (1951–1955) еще более укрепила в нем эту мысль. Так что после службы он определяется учителем черчения и рисования в поселке Бегичево Тульской области. Чувствуя в себе тягу к рисунку, к художественному творчеству, он поступает на художественно-графический факультет Московского государственного заочного педагогического института и в 1966 году успешно заканчивает его. После окончания института его назначают директором школы. Пробует себя в стихосложении, и, пользуясь сложившимися связями в вузе, издает книгу стихов в Москве, что по тем временам считалось большим достижением. Затем, спустя три года, он издает другую поэтическую книгу – «Весеннее пламя» (Тула, 1977).

Делая заметные успехи на стезе поэтического творчества, он постепенно отходит и от художественного направления, и от учительствования, а тем более от школьного администрирования, которое отбирало значительную часть его досуга, с чем он не желал примириться.

Волею судеб, а точнее по рекомендации, Виктор Федорович назначается ответственным секретарем районной газеты, получает возможность печататься на ее страницах. Через газету знакомится с другими поэтами, прозаиками, литераторами. Создает и руководит литературным объединением.

В 1982 году выходит в свет его очередная книга стихов – «Лесные яблоки» (Москва). Его приглашают в Тулу, где избирают ответственным секретарем Тульской писательской организации Союза писателей России. Это становится его основным полем деятельности почти до конца жизни.

В 1983 году в Приокском книжном издательстве (Тула) появляется его следующая книга стихов тиражом 5 тысяч экземпляров под названием «Родство». Эта, его очередная и, к счастью, не последняя книга в какой-то мере подводит итог его творческим поискам. Как и в предыдущих сборниках, поэт верен темам родной деревни, своей малой родине, военного детства, любви к природе. Он внимателен ко всему, что его окружает, и в этом окружении черпает силу, вдохновение.

«Наконец и весна, а с нею

В долгожданном и сладком бреду

Тополя по буграм зеленеют,

Только яблоки медлят в саду.

Распускаются яблони долго,

Пусть бороться с соблазном трудней,

Но верны материнскому долгу,

Ждут они необманчивых дней.

Пусть отгрохали первые грозы,

Пусть и небо дало уже течь,

Знают яблони: злые морозы

Могут их по ночам подстеречь.

И своим леденящим дыханьем

Нерасцветшую завязь убить.

Нет, уж лучше цвести с опозданьем,

Чем бесплодными осенью быть…».

 

Или вот биографическое: «…Ах, память, память, память-жалость!

В таком вот стылом декабре

 

Бойца, что мать спасти пыталась,

Фашисты взяли на заре.

Совсем парнишка. Кто, откуда

Был тот растерзанный солдат?

Но то, что среди нас иуда,

Об этом знал и стар и млад.

Его судили наши вскоре.

Он получил свое сполна.

В том справедливом приговоре

Нуждались все, не мать одна.

А больше всех мы, ее дети,

Запомнившие тот погром,

Когда иуда на рассвете

Явился с немцами в наш дом,

Как мать в ногах у них валялась,

Как били сонного бойца,

Как пламя хищно разрасталось

С сухого нашего крыльца…».

 

И вот еще: «…Самый ли худший, не самый

День тот, в котором вдвоем

С бледной, измученной мамой

В том, сорок третьем, бродем.

Папин костюм променяли

Мы на картошку вчера.

И до чего же устали,

Да и не ели с утра

– Туже подтягивай пояс, –

Тихо советует мать. –

Только поспеть бы на поезд,

Главное не опоздать…

Еле успели мы. Рады.

Катится с лиц наших пот.

Поезд же мимо ограды

Без остановки идет.

Мама бежит, – сумки с брошены,

Жалок истерзанный лик,

Катятся вслед ей картошины

Под раздирающий крик…».

 

Как все это мне знакомо. Как близки мне картины военного детства. Как много пережито мной из той поры: и холод, и голод, и другие невзгоды того времени, о чем я вспоминаю в своей книге «Помнишь ли, Родина?».

Мы часто встречались с Виктором Федоровичем у него в кабинете, когда Союз писателей России находился (имея ввиду Тульское отделение) в Доме творчества на улице Каминского, 51. Он приходил регулярно, и в рабочие дни, кроме выходных, с 11 до 15 был всегда на рабочем месте. И к нему приходили не только члены Союза писателей, но и многие из тех, кто нуждался в общении или совете. Эти, так называемые посиделки «за чаем» не были обязаловкой: нережимны и всегда интересны, здесь можно было узнать новости, пообщаться, поиграть в шахматы, почитать книгу, полистать журнал, поскольку имелась обширная библиотека из произведений авторов – членов писательской организации. Здесь находился и зал заседаний (он же и выставочный зал и банкетный), где проходили многие мероприятия творческой интеллигенции города, выставки различных направлений творчества – художественные, архитектурные, художественной фотографии. Отмечались юбилеи. Устраивались концертные и артистические выступления. Диспуты. Обсуждения.

Здесь находился и Фонд поддержки творческих работников (по большей части из писательской среды), возглавляемый Масловым В.Я. к слову сказать, чтобы это здание было восстановлено, а это – памятник истории и архитектуры, стоящий на охране государства, именно Маслову Валерию Яковлевичу пришлось приложить немало усилий, чтобы завершить здесь реконструктивные работы, начатые реставрационной мастерской под руководством В. И. Ермо-лова, но длившиеся, из-за отсутствия средств, долгое время, да так, что приходилось даже порой заменять некоторые элементы, ранее установленные, но пришедшие в негодность из-за отсутствия покрытия. К тому же приходилось менять на ходу ранее принятые решения. Я был в курсе всех этих перипетий, поскольку занимался проектом реставрации и вел на объекте авторский надзор. Валерий Яковлевич через областную администрацию добился выделения средств для окончания работ и силами строителей-ремонтников менее чем за два года завершил ремонтные работы.

Как сейчас помню: 15 сентября 1995 года состоялась презентация, а по-русски – открытие Дома творчества, что явилось значительным собы                  тием, подтверждаемым появлением первых лиц региона и города – губернатора Н. В. Севрюгина, вице-губернатора Н. К. Попова, председателя областной Думы В. В. Деревянко, его заместителя А. В. Новиковой, мэра Тулы                    Н. Е. Тягливого. Когда еще было такое представительство? Разве только на открытии мемориала тулякам, погибшим в 1941–1945 годы. Открытие которого состоялось 7 мая 1995 года, за два дня до празднования 50-летия Победы.

Много было представителей творческой интеллигенции: писатели, художники, артисты, работники культуры. Много было речей и поздравлений. «сейчас у писателей, – сказал в своей речи В. Ф. Пахомов, – очень много проблем, и теперь на одну стало меньше. И хочется поблагодарить нашего губернатора Николая Васильевича Северюгина за этот дом, где мы получили приют… Здесь есть все условия для работы: зал творчества с прекрасной библиотекой, возможность проводить наши собрания. Здесь же, при нашей писательской организации, действует литературное объединение «Пегас», где встречаются молодые писатели и поэты… начали налаживаться связи между писателями и художниками. Бывают артисты, журналисты…»

Открытие Дома творчества – это для писателей в буквальном смысле дорогой подарок, поскольку до этого приходилось снимать помещения, что обходилось «в копеечку», и для организации это было в тяготу.

Когда-то это здание являлось жилым. Дом принадлежал семье Конопацких. Глава семьи занимал должность попечителя школьных заведений (своего рода министр образования местного уровня), с соответствующими должности доходами, и мог позволить себе перестроить обычный деревянный бревенчатый дом в особняк, придав ему черты готики. Это может говорить о католическом вероисповедании. В семье было три дочери. Не однажды гостем здесь бывал в отрочестве Викентий, ставший впоследствии известным писателем Вересаевым, из семьи врача В. Г. Смидовича, довольно известного в Туле борца за гигиену. К слову сказать, ратовавшего за постройку католического собора для проживающих в Туле поляков. В воспоминаниях Викентия Вересаева упоминается этот дом и праздничные вечера-балы с девочками-подростками, к которым он был неравнодушен. Хозяйка дома была причастна к учебному процессу и имела классы частного обучения. Можно также предполагать, что глава семьи с польскими корнями. Отсюда и архитектура дома и храма продиктована общими взглядами.

Затем это здание принадлежало купцу Черемушкину до времени революционных событий, в 1918 году здесь недолгое время жил Григорий Каминский, в честь которого названа улица (точнее переименована бывшая Площадная).

Когда составлялся проект реставрации этого здания, было внесено предложение в одной из комнат, в которых проживал Каминский, сделать музей. Но чтобы в этом музее были не только документы, отражающие время становления власти большевиков в Туле, но и личные вещи Григория Каминского, мне пришлось списаться с его женой, жившей в Москве. Оказалось, что оставшиеся вещи, книги и документы сданы в музей истории революции. Сюда, когда еще дом находился на реставрации, была доставлена памятная доска из красного гранита со здания бывшего губисполкома, которое в конце 80-х годов было снесено. На фоне красного гранита внушительных размеров доски был размещен портрет Каминского в профиль, отлитый в металле плоскорельефного типа. Долгое время эта доска находилась в тамбуре главного входа, но однажды, когда доску перенесли в одно из помещений, подальше от входа (она здесь мешала заносить строительные материалы), обрушилась одна из балок перекрытия и прямехонько на доску, разбив ее на куски. Пытаться склеить ее или точно такую же сделать заново никто не стал: оказалось хлопотно и дорого…

Этот дом также связан с  именами первого военкома губернии Оськина и адмирала Руднева (его семьей), так что у этого памятника весьма весомая историческая характеристика, дающая ему полное право называться таковым — памятником.

В советское время здесь долгое время размещалась медлаборатория, затем какое-то время оно было бесхозным, потом сюда разместили парковых художников-оформителей. В 1980-е годы здесь начались реставрационно-восстановительные работы для размещения здесь фондов краеведческого музея, но из-за недостатка средств работы растянулись на долгие годы. Изменился и заказчик, поскольку для прежнего заказчика в бюджете средств не нашлось для продолжения реставрационных работ. На нужды культуры в бюджетах всех уровней выделялось менее одного процента, поэтому культура находилась всегда в бедственном состоянии, вечно «с протянутой рукой», а так называемое спонсорство, как явление, стало проявляться с началом реформ в стране и появления закона о спонсорах, предоставляющего им определенные льготы в области налогообложения.

В сложившейся ситуации выделение средств из областного бюджета губернатором – поистине было большим подарком. Культурная общественность возликовала. Но нашлись из числа чиновников такие, которые усмотрели в действиях губернатора волюнтаристский подход. Результат плачевный – за ряд подобных действий противники Севрюгина подвели его под статью, и, впервые избранный народом губернатор был осужден. Теневая сторона одержала верх. впоследствии она порадела: Дом творчества под благовидным предлогом был закрыт.

Здание продали «с молотка» за символический рубль, а Союзу писателей России предоставили помещение из двух комнат (для работы аппарата) в двухэтажном жилом доме, назначенном под ремонт, жильцы которого съехали, оставив после себя кучи мусора и поломанную мебель. В этой пертрубации пострадала бо́льшая часть библиотеки, архива фонда поддержки, а у Союза писателей не стало зала, где можно было бы проводить собрания, дискуссии, литературные вечера или устраивать чествования юбиляров. Я помню, что свое 70-летие я отметил в еще существовавшем Доме творчества в 2007 году с развернутой выставкой архитектурно-реставрационных работ, а далее уже таких возможностей не было. Перестал, по сути, действовать и фонд поддержки.

У интеллигенции города и региона сложилось мнение, что властьпридержащие побаиваются массовых сборов и мероприятий, чтобы избежать нелицеприятных высказываний в свой адрес. С этой точки зрения Николай Васильевич Севрюгин нарушил и этот негласный закон, за что также попал в опалу.

Пахомов Виктор Федорович вновь столкнулся с рядом проблем: во-первых, надо было в выделенных комнатах навести какой-то порядок, сделать косметический ремонт, привести отопительную систему центрального отопления в рабочее состояние, наладить систему электроосвещения, поправить полы и т.д., и на все это требовались средства. Начались мытарства, хождения с протянутой рукой, поиски спонсоров и т. п. В эти годы он, стойко перенося лишения, отвлекаясь на хозяйственные проблемы, уже не имел времени писать новые стихи. Последние его сборники стихов состояли по бо́льшей части из ранее написанных, которые уже прошли апробацию пера и слуха. Все это, разом навалившееся, стало подтачивать здоровье. Он старался, как и прежде, регулярно появляться на рабочем месте, но с каждым годом, а затем и с каждым месяцем, ему все труднее давались такие уроки: возраст за пределами 80-ти делал многое уже невозможным. Прогулки пешком, которые он очень любил, и раньше совершались им с легкостью, стали все менее возможны, тем более на большие расстояния из дома до работы или обратно. Иногда, когда мне было с руки, я провожал его на троллейбус (он жил в Заречье). Домой к себе он никогда не приглашал, в шутку отговариваясь, что у него молодая жена, чтобы не отбили.

Жену его я увидел впервые уже в последний год его жизни, в день его рождения 16 марта 2017 года, в помещении Союза писателей, куда она его под руку привела. Людмила Ивановна – его супруга – была миловидная женщина, моложе его примерно на полтора десятка лет. Она принесла с собой съестные припасы, разложила по тарелкам, быстро сервировав один из столов. Нашлось и что выпить за здоровье мэтра. Это было для меня, как и для многих, кто здесь в это время находился, в последний раз. 2 апреля 2017 года состоялось общее собрание членов Союза писателей, на котором был принят новый устав, по которому должность ответственного секретаря заменялась должностью председателя правления. Пахомов В.Ф. ушел в отставку по решению собрания со званием – «Почетный ответственный секретарь». 1 сентября его не стало. Похоронили его на главной аллее первого кладбища, где покоятся знатные люди и почетные граждане города. Людмила Ивановна и дочь попросили сделать эскиз надгробного памятника именно меня, как хорошо знавшего Виктора Федоровича.

Его 80-летие отметили более помпезно: с выставкой в доме-музее В. Вересаева, на которой были представлены персональные сборники стихов, книги, альманахи и журналы, в которых публиковались его стихи – это «Литературная Россия», «Юность», «Смена», «Наш современник» и др. Был представлен фоторяд, рассказывающий его биографию: родился 16.03.1932 в Сталингорске (ныне – Новомосковск Тульской обл.). Здесь я должен сделать оговорку. В Тульском биографическом словаре сказано, что он родился в Новомосковске. Но ни то ни другое не верно, поскольку в 1932 году еще не существовало и Сталингорска, а был небольшой поселок, который иногда называли городом – Бобрики, у истока Дона. Только в 1933 году Бобрики получили новое имя – Сталиногорск, который в 1961 году стал Новомосковском.

Из документов выставки В. Ф. Пахомов – заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей СССР с 1975 года, ответственный секретарь Тульской организации СП России с 1987-го, секретарь правления Союза писателей России с 1999-го,  действительный член Петровской академии наук и искусств, редактор и составитель ежегодника тульских писателей «Иван-Озеро» с 1998-го.

Почетный гражданин Тулы.

Из семьи служащих. Член КПСС с 1956 года. Окончил Московское художественное училище им. 1905 года (1958) и МГПИ (1965).

Печатается как поэт c 1958 года: «Ленинская правда». Автор более десяти поэтических книг и двух сборников избранных стихотворений. Его стихи публиковались во многих антологиях отечественной поэзии и, конечно, в тульских сборниках «На земле Яснополянской», «Слово о подвиге», «Овеянная славой», «Победы Тульские страницы» и др.

Составитель сборников «Иван-Озеро» (шесть выпусков), «Поле нашей судьбы» (к 625-летию Куликовской битвы), «Здравствуй, Тула» (к юбилею города), а также составитель хрестоматии «Тульский край в литературе и искусстве». такая книга была издана в Туле впервые.

Награждён медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда».

Лауреат литературных премий Союза писателей России (1992), журнала «Дружба народов» и областной премии им. Л. Н. Толстого и «Бежина луга», Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (дважды). Его имя занесено в Тульский биографический словарь и в энциклопедию «Лучшие люди России» (М., 2003).

Постоянный и активный организатор и участник литературных вечеров и праздников поэзии, посвященных А. С. Пушкину, В. А. Жуковскому, С .А. Есе-нину, поэтам-фронтовикам, а также современным литераторам. Писательская организация во главе с В. Ф. Пахомовым организует семинары, руководит литературными объединениями Тулы и области, активно участвует на встречах и вечерах в литературной гостиной Дома-музея В.В. Вересаева.

 

Вот еще несколько стихотворений, дополняющих его биографию:

 

Мой отец не дошел до рейхстага –

Так записано, знать, на роду.

С похоронным известьем бумага

К нам пришла в сорок третьем году.

 

И безжалостной долей гонимый,

Я за жизнь позабыть не сумел

Те голодные осени-зимы,

Тот сиротской судьбы беспредел…

 

Мое село

 

Лежит, как будто окопалось,

В снегу село.

Не раз, не два над ним сшибалось

Добро и зло.

Я встречи лучшей не желаю,

Сойдет и так…

За мною неотступно с лаем

Эскорт собак.

Понять ли этим нелюдимым

Брехучим псам,

Как тянет нас неодолимо

К родным местам.

Не самолюбью на потребу,

А всей душой

Мечтал увидеть детства небо

Над головой,

Всех одногодков полысевших,

Сестер и мать,

И этих псов, не захотевших

Меня признать.

Какими бурями, казалось,

Мир ни трясло,

Стоит большой России малость –

Мое село.

И как там, далеко ли, близко,

В какой глуши –

Здесь постоянная прописка

Моей души.

 

Земляки

 

На вид они всей сути вопреки,

К чему и попривыкнуть уж пора бы.

Нескладные такие мужики,

Такие неотесанные бабы.

 

Им не хватает многого, увы.

Ни грамотешки, ни культуры – где там!

Иные и не видели Москвы,

И не жалеют вроде бы об этом.

 

Живут как есть, мол, на базар не везть.

В земле, в навозе, что-то вечно строя.

Но в душу их не так-то просто влезть,

Как кажется на первый взгляд порою.

 

 

Я ухожу с родимого двора.

Гляжу в поля, а там под зябь уж пашут.

– Что мало погостили?

– Да пора…

– Ну, в добрый путь!

Стоят, руками машут.

 

Ах, черт бы драл вас, горе-земляки.

Вас не забыть, так разлюбить хотя бы.

Нескладные такие мужики,

Такие неотесанные бабы.

 

Иду, спешу на станцию скорей!

Чего еще! Здоровье я поправил.

И лишь у городских своих дверей,

Пойму, что снова сердце здесь оставил…

 

О козе

 

Что же я поделаю с собою,

Память дней тех слишком дорога.

Только лишь глаза свои закрою,

Вижу ее длинные рога,

Крепкие, как будто из металла,

Желтые навыкате глаза…

Мы тебе обязаны не малым,

Зинка, Зинка – старая коза.

Ты за нами убегала следом,

Поспевая из последних сил.

Я очистки со двора соседа

Для тебя заботливо носил.

Сочные зареченские травы

Для тебя мать с сестрами рвала.

Шла война. Была ты не забавой,

Ты для нас кормилицей была.

Но в тот день, как будто эскадрильи,

Мчались в небе быстрые чижи.

Мы тебя на горе обкормили

Колосками поспевавшей ржи.

С животом раздувшимся и блея,

Ты лежала около крыльца,

Мы стояли около немея,

Не было на матери лица.

Вот сосед принес свой ножик острый.

– Надо резать, с этим не шути.

Только громко закричали сестры

И к тебе не дали подойти.

Жаловался ветер за окошком,

Низко нависали облака.

С той поры крахмальные лепешки

Ели мы уже без молока…

Что же я поделаю с собою,

Годы мчатся, прошлое храня.

Только лишь глаза свои закрою,

Детство наплывает на меня.

И опять в молчании суровом,

Оброняя горькую слезу,

Мать вздыхая, вспоминает снова

Павшую кормилицу – козу…

 

Судьба

 

Оставленный еще с военных пор

Служить стране теперь уже без срока,

На пьедестале поднятый высоко,

Тяжелый танк хранит родной простор.

 

Под ним – звезда и пламя в маете,

И горечь слов, отлитых из металла.

И тает снег на мраморной плите

От вечного тепла мемориала.

 

Я не нашел фамилии отца

Среди немногих в том посмертном списке,

Хотя черты родимого лица

Отчетливо видны на обелиске.

 

Отец, отец, ты разделил судьбу

Безвестно павших, к их причислен лику.

Прими же не сиротскую мольбу –

Отмытую в крови твоей гвоздику…

 

* * *

 

Нас выгнали немцы из дома

На снег, на мороз из тепла.

Овинов ржаная солома

Тогда нас, бездомных, спасла.

 

Когда же однажды под вечер,

Заслышав возмездья грома,

Бежала фашистская нечисть,

Сжигая в округе дома,

 

Вернулись мы, жалки и нищи,

Продравшись тайком сквозь кусты.

И страждущий дым пепелища

Забил нам кричащие рты.

 

Мяукала кошка знакомо,

Качался обугленный вяз, –

Вот все, что осталось от дома,

От детства осталось у нас.

 

* * *

 

Лишь повернет в родимый дол

Разбитый наш большак,

Лишь золотинки дальних сел

Пронижут стылый мрак,

Прихлынут, все развороша,

Воспоминанья вдруг,

И отогреется душа

Увиденным вокруг.

Неважно, что увидит взгляд

Всего-то огоньки.

Невыразимо будешь рад,

Что живы земляки.

Что все горит в их окнах свет,

Судьбе не изменя,

Как до того немало лет,

Прошедших до меня.

Как не погаснет он и впредь

И в ливни, и в пургу.

Но что он может не гореть,

Представить не могу.

 

 

 

 

 

 

РОДНОЕ

 

Притулились домишки к оврагу,

Как к родному прижались плечу.

Это чувствовать надо, варягу

Объяснять ничего не хочу.

 

Здесь мне дорого все до былинки,

До мерцаний в студеной реке,

До сползающей тихо слезинки

У старухи на жесткой щеке.

 

Дым отечества… слышу нередко.

Почему не срываюсь на крик?

Даже дров не имеет соседка,

Чтобы дым этот самый возник!

 

Вот и бесится ветер у кручи,

Белой крупкой сечет по лицу,

Будто перед бедой неминучей,

Приближающей всех нас к концу.

 

И напрасно так небо сурово,

И так тяжко навис окоем.

Ведь душа отлететь не готова,

Все стоит и стоит на своем.

 

Оттого-то домишки к оврагу

Притулились, как будто к плечу.

Тут слова ни к чему, и варягу

Объяснять ничего не хочу.

 

Творчество Пахомова-поэта – зеркальное отражение всего, что окружает нас, нашей судьбы, самой жизни во всех ее проявлениях. Он с природой на ты, беседует с ней, исповедуется, объясняется в любви и преданности. Она – предмет его волнений и тревог. Его боль сердечная – умирающая деревня, сельский люд. Он верит, что жизнь здесь возродится, всей душой желая этого. Стремится отразить свое время, ощутить его дыхание. Горечь по утраченному и вера в возрождение в его стихах идут рядом. Судьба и Родина – основная тема его поэтических сборников. Много стихов-воспоминаний о войне, о том давнем, но незабываемом военном времени. Его стихи не просто отражают, они будоражат душу, заставляют думать о будущем, искать ответы на вечные вопросы – кто виноват, почему так происходит. Его стихов гражданственность на высокой черте.

Стихи поэта Пахомова вошли во многие антологии отечественной поэзии и литературы, отмечены несколькими литературными премиями. «Его замечательные пронзительно-трагические стихи о военном детстве, о многотрудной судьбе российского крестьянства, особенно о тяжелой доле русской женщины-крестьянки… те стихи уже стали хрестоматийными, не раз перепечатывались в престижных антологиях и сборниках, а недавно были широко представлены в составленном мною третьем томе пятитомной антологии «Русская поэзия. XX век»(Москва, 2006)» – пишет о нем Геннадий Красников в предисловии сборника стихов Пахомова В. Ф. «Окоём» (Тула: Гриф и К, 2007).

Соч.: Корни. М., 1973; Мое село. М., 1974; Весеннее пламя. Тула, 1977; Лесные яблоки. М., 1982; Родство. Тула, 1983; День насущный. Тула, 1987; Дикое поле. Тула, 1990; Избранное. 2001; Твердь родимая. 2005; Окоём. 2007; Что на роду написано. 2008; И этот день и этот год. 2014; Тульский край в литературе и искусстве. Тула: Пересвет, 2001; Тульскому отделению СП России 45 лет. «На службе Отечеству» №1, январь 2006; 2007 год в жизни Тульского отделения Союза писателей России. «На службе Отечеству» №9, октябрь 2007.

Источники: Биографический справочник членов Тульской организации Союза писателей России. Тула: Издательство ТулГУ, 2002; Почетные граждане города Тулы: краткие биографии / Комитет по культуре и ист. наследию Управы г. Тулы. Тула, 2003; Современные писатели-туляки: справочник. Тула, 1991; Тульская писательская организация: информационный справочник. Тула, 1978; Тульский биографический словарь: в 2-х т. Т. 2. Тула: Изд-во «Пересвет», 1996; Биографический словарь тульских писателей / составитель Макаров Н. А. / Тула: Изд-во ТулГУ, 2016; Тульской писательской организации – 50 лет! «Тульская правда» № 48, ноябрь 2010.