«Все проходяще. Время вечно»

Из печати в издательстве «Аквариус» вышла новая книга Валерия Кулешова под названием «Память чувств. Избранное». В предисловии к этой книге автор пишет: «Весть из инобытия, голос человека небесного, который, случается, дано принять человеку земному. Свет инобытия, открывающий безмерность пространства, дающий человеку возможность ощутить себя в целом во времени, ощутить его субъективность. Свет, в котором многозначие нашего мира и мироздания вообще. Это – поэзия. Она в любом из живущих. Поэзия есть то, что делает стихи заговором, а иногда – приближая их к молитве, не только определяет жизнь, но и, знаю, может спасти ее».

Валерий Владимирович Кулешов – человек яркой индивидуальности, поэт интересный и одновременно сложный. Член Союза писателей России. Выпускник Литературного института имени Горького. Автор девяти книг, в том числе: «Зерна боли», «Мера времен», «Плоть песни», «Корни слова». Лауреат и дипломант литературных премий и конкурсов.

Первые впечатления о нем: высокий, подтянутый. Взгляд внимательный, изучающий. Но внутри у него все напряжено и может взорваться в любой момент.

Так мне показалось при первом знакомстве. Потом, читая его стихи, я увидел в них ту же напряженность на грани срыва, печаль, мечущуюся в поисках истины и любви душу поэта.

Я неоднократно слышал, что собственный поэтический мир для него является убежищем и источником, в котором он черпает силы. Творчество – смысл жизни поэта, не писать он попросту не может. «Услышу ветер – вспомню песню, / что мне завещано сложить. / И обожгусь нежданной вестью, / и жить захочется, и жить…».

В одном из интервью Валерий Владимирович сказал, что «поэзия не должна быть рассудочной, она есть то – что не из головы, а из сердца, не от разума, а от чувства, не столько от знания, сколько от интуиции».

 

Ярче всего представление о творчестве поэта дают сами его стихи. В них он старается заглянуть за грань реальности и открывает читателю удивительное по силе изображения метафизическое пространство, где «земное» контрастирует с ощущением «высшего смысла». Каждое стихотворение он пропускает через себя, поэтому строфы пропитаны его мироощущением. Не шаблонность самосознания определяет направление и особенности его творчества. У поэта особый почерк, особый строй художественных приемов. Его стихи – это поиск корней, сути происходящего вокруг него. Он одновременно сложен и прост, элитарен и доступен.

«Валерий Кулешов смотрит на мир как бы снизу вверх, чуть-чуть искоса. Это глаза раздумий. Вот почему детали в его стихах укрупнены, как бы поднесены близко к глазам… Он обращен в поиск. Но этот поиск – внутренний»,- утверждал известный поэт Владимир Цыбин.

Думается кредо В.Кулешова запечатлено в стихотворениях: «Из точки вышли все пути,/ а в точку по судьбе/ нам суждено один пройти/ путь: от себя – к себе…», «Я лечу, я, сгорая, свечу,/ освещая и грея родимые стылые души…».

Его стихи нередко хранят в себе скрытые символы, помогающие почувствовать их особенность и раскрывающие новые грани лирического образа. Они оригинальны, таят в себе глубинный смысл. Автор просто видит мир по – другому, чем многие, и стремится сказать читателю свежее слово. Мы видим в его стихах необычное сплетение словосочетаний, образов, рифм, аллитераций. Многие его поэтические ассоциации необычны. Неисповедимы пути творчества!

Довольно часто неординарные взгляды Кулешова на жизнь, на отношения между людьми, на природу при беглом прочтении кажутся странными, не совсем понятными.

«Да, созданные им образы не каждый читатель сможет сходу расшифровать. Но, тот, кому все-таки удастся подобрать ключик к этому шифру, откроет для себя особый мир его творчества, глубину мыслей; и та глубина – бездонна! Глубина – космическая! Погружаясь в нее, открываешь для себя великую тайну, от которой становится страшно. Страшно от того, что прикоснулся к таинству Вселенной, таинству Мироздания, таинству человеческого бытия и нового познания самого себя» (Г. Маркин).

Поэтическая вселенная В. Кулешова не знает границ пространства и времени. Его лирика позволяет увидеть мир с необычной точки зрения: земная действительность – только отблеск, искаженное подобие запредельного мира. Это мир тончайших мимолетных наблюдений. «И до меня доносит дрожь/ вздох вечной тишины:/ – Ты правды мертвых не поймешь,/ боль не познав живых…» («Зов»).

 

Он признает религиозную подоплеку литературного творчества, привержен христианским ценностям и находится в постоянных поисках единства «пространства-времени», в его стихах они пересекаются и совмещаются, начинают звучать с оглушительной силой («Суть сущего ищу в зерне,/великому не тесно в малом…»). Или автор говорит: «Все преходяще. Небо – вечно,/ Мой путь земной,/ влекомый ввысь любовью встречной,/ обратно в Путь вольется Млечный./ Господь со мной…».

Над поэмой «Зов» Валерий Владимирович работал несколько лет. Она стала воплощением нравственных исканий поэта, его мыслей и идей. Круг переживаний поэта в ней широк и изменчив. Эпоха, описанная в ней, это смутное, тревожное безвременье. Как мне показалось в ней звучат мотивы опустошенности, усталости, боли и чувствуются нотки обреченности. Но при этом автор утверждает: «Когда сжигает душу боль, / яснее белый свет…».

Писатель Геннадий Маркин об этой поэме написал: «Чем-то тревожным веет от этих строк, чем – то страшным. И хочется закрыть книгу, убрать ее в дальний ящик стола. Хочется, но что-то неведомое останавливает, какое-то магическое чувство вновь и вновь притягивает к поэме; заново раскрываешь книгу, и вчитываешься в эти философские, пророческие слова».

А литературный критик Сергей Норильский о поэме говорит так: «Зов» Кулешова – поэма о боли. О людской, неиссякаемой. Слово БОЛЬ доминирует в тексте. В двуустах пятидесяти строках оно равномерно, в разных сочетаниях и склонениях использовано четырнадцать раз. Не в арифметике, разумеется, соль, однако такая броская частота употребления слова много значит… Всеобщая боль каждого за всех – спасение людей, уверен автор «Зова». «Боль правит каждою судьбой,/ кладет для жизни след…/, «Не на пустом взошла она:/ на тех людских костях,/ что многое простят сполна,/ забвенья не простят.» («Зов»).

В отдельных случаях В. Кулешов экспериментирует в области ритмики, языка. Классическая четкость стихотворения перемешивается у автора со свободным стихотворным размером. Его стихи наполнены экспрессией. Стихи выигрывают от прочтения вслух. Это музыка слов, которая очаровывает. Каждый звук здесь имеет свое значение. Родник его поэзии неисчерпаем: «Слово идет от сердца,/ что не устало гореть./ Будет чем мне согреться,/ да и других согреть…».

Лирика поэта многообразна и несет в себе внутреннее напряжение. Воссозданные в его произведениях многообразные оттенки природы придают его стихам изящество и глубину. На вопрос: Какие стихотворения у Кулешова лучшие? Отвечу: для меня, несомненно, это: «Я вернусь сюда…», «Портрет», «Встреча», «Совесть», «Услышу ветер…», «Кладу я на ветер имя…», «Радости мало, много – печали…», «Раскрою двери – никого…», «Власть огня», «Няня», «Родник», «Память чувств», «Хитросплетение судеб…», «Сумеречная баллада», «Одиночество», поэма «Зов».

Жизнь – предмет его постоянного изучения. Поэзию он определяет через пронзительные проявления жизни во всей ее простоте и величии. Для него творчество и есть жизнь. «И нам не уйти от судьбы./ Даются шаги все больнее./ И ясно, что жизнь – исполненье/ объемлющей землю любви.»,— пишет он в стихотворении «Какое широкое поле…»

Поэзия В. Кулешова призывает вслушиваться в его стихи, всматриваться в мир, созданный им.

 

А по мнению писателя А. Коновалова: «Такие стихи нельзя читать в спешке, торопливо проглатывая слова и строчки, в противном случае ты не почувствуешь неповторимый творческий «вкус» каждого слова поэта. Мне, чаще всего, читая его стихи, хочется уединиться…».

Его поэзия лишена мелочности и суетности и при этом созвучна своему времени. Он пытается в стихах осмыслить бытие, узнать смысл человеческой жизни, в том числе и своей: «Я и живу,/ покуда выхаживаю/ в слове посеянный свет…», – говорит автор.

Почти каждый поэт пишет стихи о любви и дружбе, о Родине и природе, затрагивает проблемы взаимоотношения с миром. Все это нашло отражение и в творчестве В. Кулешова. Истинное чувство отражено в них очень проникновенно: «И голос незримой птицы/ любовью моей дрожит…/ Чтоб этому в мире сбыться,/ на свете и надо жить…»( Кладу я на ветер имя…), «И пусть в конце, в том шорохе песчаном, / что долетит из дали голубой, / услышу перед вечными ночами:/ «Все станет прахом…Но жива – Любовь.» ( Сумеречная баллада).

В стихах Валерия Владимировича чувствуется медитативность, а отсюда и хрупкость. Ощущение одушевленности пространства рождает тишину и тайну, исходящую от поэтических строк: «По краю земного причала / идем, разрывая сердца: / приходим, не помня начала, / уходим – не зная конца…» (В. Кулешов). «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали», – говорил Н. Паганини. Главная трагедия человека в утрате любви и веры в нее. Многое должно пройти через сердце поэта: «Даже если не станет меня,/ ты живи еще долго на свете./ На какой-то счастливой планете/ я тебя подожду после смерти,/ недопетою песней маня».

Читал книгу и вдруг изумился, дойдя до стихотворения «Мне снилось – умирает мать…»: «Мне снилось – умирает мать, / в изломах света вспыхнув тонко, / в ее чертах черты ребенка / я зачарован узнавать. / Разверзлись небо и земля. / Она качнулась в мягком звуке, / исчезло все, остались – руки… / О, слава Богу: умер – я».

Действительно, самое страшное и тяжелое, что может пережить каждый из нас – это потеря близкого человека. Земля словно уходит из-под ног. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об утрате вызывает интенсивное переживание. Но стихотворение, написанное Кулешовым, как мне кажется, это не только реакция поэта на такую утрату. Это произведение имеет более глубокий философский смысл: человеку мало выстоять и пережить потерю, не разрушаясь. Своего рода перерождение – вот что, в лучшем случае, ждет его…

Валерий Владимирович Кулешов, как мы видим, достиг зрелой оригинальности поэтической мысли. Свидетельством нового, более высокого уровня развития поэта и является книга «Память чувств. Избранное».

http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_82/article_4875/