К 50-ЛЕТИЮ ТУЛЬСКОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

ЖУРНАЛ «ПРИОКСКИЕ ЗОРИ»

№ 4 – 2010

 

НАТАЛЬЯ ПАРЫГИНА

 

К 50-ЛЕТИЮ ТУЛЬСКОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

(РАНЕЕ – СП СССР)

 

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ

 

ЛИТЕРАТОРЫ

 

Я приехала в Тулу из Сибири в сентябре 1954 года в роли начинающей писательницы с только что изданной в г. Кемерове книгой «Записки педагога» и рукописью повести «Внук шахтера».

Членов Союза писателей СССР в Туле в то время не было, но начинающие писатели, именуемые в отличие от профессионалов литераторами, работали активно. В Туле регулярно – два раза в год – издавался альманах «Литературная Тула» (объемом более двухсот страниц!) и понемногу, робко, в тоненьких книжечках выходили уже стихи и проза местных авторов.

Литературным объединением руководил сам директор областного книжного издательства Николай Владимирович Виноградов. В редколлегию входили главный редактор издательства С. М. Юдкевич и профессор В. Н. Ашурков, ответственным редактором был активный в ту пору кандидат филологических наук В. В. Рыжков.

Издатели альманаха относились к потенциальным авторам с живой заинтересованностью. В альманахе публиковались стихи и проза, очерки о заслуженных людях области, были разделы: «Наш край», «Страницы истории», «Сатира и юмор».

Альманах «Литературная Тула» выходил с 1948 года по 1958 год. За этот период на его страницах нашли место произведения будущих членов Союза писателей СССР Марии Казаковой, Игоря Минутко, Юрия Щелокова, Владимира Лазарева, Николая Акулиничева, Марка Жарковского… И многие литераторы, которые не стали в дальнейшем профессиональными писателями, тем не менее своими стихами, очерками, рассказами, баснями вызывали искренний интерес у читателей и оставили в их сердцах добрый след.

С теплым чувством вспоминаю доброжелательную атмосферу в среде участников литобъединения. Творческий потенциал участников литобъединения был, конечно, разный, но в отношениях между литераторами ощущались разумные принципы: не обижаться на критику и радоваться успехам товарищей.

Литературное объединение той поры и альманах «Литературная Тула» стали преддверием Тульской писательской организации.

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

 

В 1958 году двое тульских литераторов: бывший личный секретарь                 Л. Н. Толстого В. Ф. Булгаков и прозаик Н. Д. Парыгина были приняты в члены Союза писателей СССР. На учет нас поставили в Курскую писательскую организацию. II однажды мы с Валентином Федоровичем Булгаковым были приглашены в Курск на собрание, где выбирали делегатов на съезд писателей России.

В Курск мы поехали вместе. Устроившись за столиком боковой полки плацкартного вагона, много разговаривали. Седовласый Валентин Федорович, которому в ту пору было под семьдесят, выглядел моложаво и элегантно. Как истый интеллигент, держался он с собеседниками (не только со мной, наблюдала и с другими) на равных, не подчеркивая своего превосходства. Дорога пролетела незаметно.

Ответственным секретарем Курской писательской организации был тогда Валентин Овечкин – автор острой и популярной книги «Районные будни» и других книг. Наши курские коллеги встретили нас приветливо. После собрания был общий ужин – с оживленными разговорами и шутками. Запомнилось соревнование на самый забавный случай из своей жизни, которое сопровождалось искренним весельем.

В. Ф. Булгакова и меня на предстоящий съезд писателей России пригласили в качестве гостей, но на первом заседании съезда мандатная комиссия из гостевого статуса перевела нас в статус делегатов съезда.

В 1959 году по моей просьбе меня приняли на двухгодичные Высшие литературные курсы при Литературном институте имени Горького.

Условия для учебы в институте и для творческой работы были, на мой взгляд, идеальные. В общежитии института на улице Добролюбова каждый писатель получил отдельную комнату, обставленную необходимой мебелью, стипендия – на уровне средней зарплаты, творческий день – пятница (плюс следом – два выходных!). В нашей группе учились будущие знаменитости: Виктор Астафьев и Сергей Викулов. А на втором курсе – будущий «туляк» Александр Лаврик.

Лаврик частенько в институте, в перерывах между занятиями, и в общежитии, расспрашивал меня о Туле. Я успела полюбить Тулу и охотно делилась с приехавшим из Якутии писателем своими светлыми впечатлениями о городе, о литераторах и издателях. И о читателях тоже. Ибо в Туле быстро раскупались книги, в том числе книги своих, тульских авторов, да и библиотеки не пустовали: и школьники, и взрослые читатели охотно брали книги, особенно – художественную литературу.

Оказалось, что Александр Григорьевич не из праздного любопытства интересовался Тулой и туляками: он задумал переехать в Тулу. И не просто в качестве рядового члена писательской организации, а в качестве ее руководителя.

Однако для создания организации нужно было не менее пяти членов Союза писателей. И Лаврик, как выяснилось, – весьма способный организатор, сагитировал на переезд в Тулу молодого прозаика Анатолия Кузнецова и курсанта из нашей группы, белоруса Геннадия Шманя.

Обком КПСС, от которого зависели все важные решения в жизни области, пошел навстречу инициативе создания в Туле писательской организации.

Писательская организация была создана в Туле в ноябре 1960 года. По случаю этого события прибыли в Тулу и выступили на организационном собрании председатель Правления Союза писателей РСФСР Л. С. Соболев, секретари Правления Союза писателей СССР Г. М. Марков и А. Д. Салынский.

Собрание проходило в Доме партийного просвещения. На собрание пригласили областных и городских партийных руководителей, литераторов, других гостей. Все с почтительным вниманием слушали выступления столичных писателей. А слова Г. Маркова о направленности творчества тульских писателей неоднократно цитировались в устных выступлениях и в печати. «Тульские писатели, – сказал Г. М. Марков, – должны создавать книги о туляках, понимая, что – это произведения для всей Российской Федерации, для всего Советского Союза».

Ответственным секретарем Тульской писательской организации единогласно был избран А. Г. Лаврик.

Что интересно: из пяти писателей, составивших новорожденную организацию, четверо были прозаиками, и только Геннадий Шмань – поэт. Наиболее интересным и заслуженным из нас – пятерых, был, конечно, Валентин Федорович Булгаков. Его книги «Л. Н. Толстой в последний год жизни»,               «О Толстом», «Лев Толстой, его друзья и близкие» (последняя книга издана уже после смерти писателя), «Встречи с художниками», многие статьи о                       Л. Н. Толстом, очерки, пьесы составляют большой и плодотворный пласт литературы. Однако остались и неопубликованные работы. Валентин Федорович работал до тех пор, пока мог держать в руке перо.

Книги В.Ф.Булгакова отличаются хорошим литературным стилем, доступны по форме, глубоко интересны по содержанию.

Умер Валентин Федорович в 1966 году. У всех, кто его знал, он оставил самые светлые воспоминания.

 

ПИСАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Все трое писателей, приехавших в Тулу в связи с созданием писательской организации, получили трехкомнатные квартиры, Кузнецов – полногабаритную трехкомнатную квартиру – на двоих с беременной женой. Говорят, в одиночестве так же трудно пережить радость, как одному съесть арбуз. Молодой счастливый писатель пришел к нам домой, чтобы показать ключи от квартиры – других знакомых у него в Туле тогда не было. Я и мои близкие поздравили его с таким большим событием. Лаврику квартиру выделили не сразу, а с небольшой задержкой, и некоторое время он с женой и тремя дочками жил у нас: я ведь еще училась в Москве, и моя комната была свободна.

Следующим летом, окончив Высшие литературные курсы, решил перебраться в Тулу и Иван Панькин. И он получил трехкомнатную квартиру.

С «офисом» для писательской организации оказалось сложнее: отдельного помещения на первых порах не удалось подобрать. Приютил писателей Виноградов: в самом большом кабинете издательства вместе с редакторами. Лаврик дал объявление в газету о вакансии технического секретаря, и вскоре молодая красивая женщина Надежда Васильевна Коропова заняла этот пост. Ответственные секретари несколько раз сменялись, а Коропова проработала на своей должности секретаря и бухгалтера в одном лице до самой пенсии и даже немного сверх того.

Может быть, это и хорошо, что писательская организация на первых порах своего существования оказалась в таком тесном соседстве с издателями. Отношения у Лаврика с издателями сложились товарищеские, какие и должны быть у людей, занятых общим делом: рождением книг.

Лаврик оказался талантливым организатором и тонким «дипломатом». Он быстро развернул деятельность по нескольким направлениям.

Рукописи как членов Союза писателей, так и молодых литераторов теперь, прежде чем попасть на издательский стол, почти всегда проходили стадию рецензирования или даже обсуждения в секции прозы или поэзии. Эта работа была полезна не только автору обсуждаемой рукописи, но и всем ее участникам, ибо на достижениях и пробелах чужого труда каждый участник мини-семинара мог в определенной степени оценить пробелы и удачи собственного творчества. То есть в какой-то степени продолжалась та практическая учеба, через которую почти все писатели, составившие молодую писательскую организацию, прошли в Литературном институте.

Для молодых (в смысле творческого опыта) литераторов ежегодно устраивались семинары. Обычно на такие семинары приглашался кто-либо из столичных писателей, но активно участвовали в работе с молодыми и тульские писатели.

В этот период постоянно сотрудничали с писателями и средства массовой информации. «Литературные страницы» в областной газете «Коммунар» стали обычаем на многие годы. Читатели уже ждали этих страниц с рассказом или отрывком из неопубликованного произведения и стихами профессиональных и молодых поэтов.

Часто печатал стихи, реже прозу, молодых литераторов «Молодой коммунар». Обычным делом было выступление писателя по радио. Часто приглашали писателей и для выступления по телевидению.

Вновь изданные книги, как правило, не оставались незамеченными: в областных газетах публиковались рецензии, написанные нашими же, областными критиками, в роли которых чаще всего выступали журналисты. Отзывы бывали и добрыми и —порой жесткими, но не обидными, а полезными.

Еще одной формой общения с жителями Тулы, а иногда – и районных центров, были вечера встреч в крупных залах города. В Туле – это Дом офицеров, Дворец профсоюзов, Дворцы культуры Комбайнового завода, Новотульского и Косогорского металлургических заводов, Дворец культуры оружейников… В каждом бывали вечера и не по одному разу.

Но встречи писателей со своими реальными или потенциальными читателями не ограничивались большими вечерами. В Туле было создано Бюро пропаганды художественной литературы – филиал Всероссийской организации того же названия.

Бюро пропаганды художественной литературы существовало при писательской организации, но со своим штатом: заведующий бюро и бухгалтер. Возглавлял Бюро пропаганды художественной литературы писатель. В Туле в этой роли поработали Сергей Галкин, Виктор Трапезников, Михаил Абрамов, Александр Жуков, Марк Жарковский.

Организация писательских выступлений стала регулярной и четкой. Писатели и литераторы выступали на предприятиях, в школах и других учебных заведениях, в библиотеках… В районах области наши выступления организовывались в колхозах и совхозах иногда в сельских домах культуры, а то и просто на животноводческой ферме или в пору уборочной – на полевом стане.

Именно в Тульском Бюро пропаганды художественной литературы родилась инициатива, которая потом распространилась по многим другим областям: недели литературы. Такие «недели» проводились и в Туле, и последовательно в районах области. Иногда бригады писателей выезжали на неделю в соседние области: Калужскую, Рязанскую, Орловскую. И в другое время принимали у себя писателей из этих областей и организовывали выступления для них.

Конечно, на этих выступлениях в более выгодном положении оказывались поэты, чье творчество весьма подходит для устного восприятия. Обычно в группе выступающих был один прозаик и два-три поэта – в зависимости от аудитории и времени выступления. Слушатели за редким исключением с искренним интересом и благожелательностью воспринимали наши беседы и стихи.

Мы – и прозаики и поэты – говорили с читателями и просто слушателями о героях Великой Отечественной войны, о хороших людях мирного времени –  героях книг и героях жизни. Наши беседы неизменно были направлены на утверждение идеалов нравственности и прежде всего – любви, – во всех ее проявлениях: любви к труду, к человеку, к природе, к книге… И высшего проявления этого чувства: любви к Родине. Об этом были и многие стихи, и разговоры между декламациями, и ответы на вопросы.

Выступления были платными и частично шефскими (то есть бесплатными). Рецензирование рукописей также оплачивалось. Это было заметное подспорье к непостоянному бюджету писателя – гонорару за издание произведения.

Ко времени создания Тульской писательской организации литераторы, будущие члены Союза писателей, подошли с определенным литературным багажом. Александр Елькин успел издать два сборника стихов, Мария Казакова – сборник рассказов «Дела житейские», Николай Любин – повесть «Марфа Подаркина», Юрий Щелоков – сборник стихов «Счастливый возраст»… Все эти авторы со временем стали членами Союза писателей.

Пополнялась организация и за счет более молодых авторов. Членами Союза писателей стали Валерий Ходулин, Виктор Пахомов, Александр Харчиков, Сергей Галкин, Владимир Сапронов… Членами Тульской писательской организации длительное время были Владимир Лазарев, Игорь Минутко, Анатолий Брагин, со временем переехавшие в Москву.

Писательская организация бурно росла, и это как будто было хорошо. Но иногда «хорошо» имеет и свою мрачноватую изнанку. Становилось тесновато на издательском поле! Возникали явные и скрытые проявления того чувства, о котором Чехов когда-то сказал устами своего героя: «Я – художник, я издерган завистью». Однако Лаврик умел тактично гасить мелкие конфликты. Пока не нанес ему тяжелый удар тот, кого он более всего прославлял при каждом удобном случае.

В 1969 году Анатолий Кузнецов – талантливый писатель, но, как выразился один наш коллега, «травмированный ранней славой», взял в журнале «Юность» командировку в Лондон. Повод для командировки был благородный: к столетию со дня рождения Ленина написать очерк о Лондонском съезде РСДРП. Для поездки за границу нужна была безупречная характеристика, и Лаврик написал такую характеристику, а секретарь писательской партийной организации Мария Казакова вместе с Лавриком ее подписала.

Анатолий Кузнецов, благополучно добравшись до Лондона, тотчас попросил у английских властей убежища, ибо в советской стране (где каждое написанное им произведение печатали в журнале, издавали и переиздавали!) ему не хватает свободы для жизни и творчества.

Убежище он получил. Лаврика за добрую характеристику тому, кто обманом убрался в эмиграцию, сняли с любимой работы. Казаковой объявили строгий выговор по партийной линии. В писательской организации с пострадавшей репутацией начался новый, более трудный период жизни.

Конечно, тяжелее всех переживал беду (для него это была беда!) Лаврик. Он теперь редко и неохотно появлялся в писательской организации. Заметно было его подавленное настроение. Ухудшилось здоровье… В конце концов тяжелые переживания привели к инсульту. От второго инсульта Александр Григорьевич скончался.

В связи с этим печальным событием невольно вспоминается странное мистическое совпадение, о котором через три дня сообщило радио «Би-би-си»: умер в Лондоне Анатолий Кузнецов. Умер в день похорон Лаврика.

После Лаврика руководители писательской организации по разным причинам надолго на этом посту не задерживались, В роли ответственного секретаря поработали П. Г. Сальников, Н. Д. Парыгина, В. Г. Ходулин, Ю. М. Щелоков,          В. Н. Трапезников… Пока не избрали на эту должность В. Ф. Пахомова. Он работает с переизбраниями на ту же должность уже многие годы.

Впрочем, в жизни писательской организации внешне все было, как всегда: писательские собрания, семинары, встречи с читателями. Творческая деятельность писателя не зависит от «начальства», и каждый, в меру своего таланта и трудолюбия, продолжал писать стихи, басни, рассказы, очерки, романы… Но издавать книги стало труднее.

В стране затеялась кампания по сокращению числа издательств. В Туле издательство сохранилось, но под новым названием: Приокское. И с обязанностью обслуживать издание книг уже не одной, а четырех областей. При этом обещали сделать вместо четырех малых издательств одно большое, но фактически план изданий оказался гораздо меньше, чем четыре прежних.

Виноградов ушел на пенсию. Сменившие его последовательно два других директора почувствовали вкус власти и зачастую обращались с писателями как с назойливыми просителями, которые только мешают им работать. Издательские планы не вмещали всех желающих издать книгу, среди которых были, конечно, произведения разного уровня. Приведу один пример.

Рукопись Николая Дружинина о военном детстве пролежала в издательстве более полугода, и за это время ее никто не прочел и не отрецензировал. И тут «Детгиз» объявил конкурс на лучшее произведение о минувшей войне для детей. Дружинин забрал рукопись из Приокского издательства и послал ее в «Детгиз». Книга под названием «Лицом к огню» получила на конкурсе вторую премию и была издана в «Детгизе».

Между тем и в писательской организации подоспели перемены.

Когда в стране начались реформы, писатели, а точнее, руководители писательских организаций – от российской до областных, не пожелали отставать от жизни, и вскоре – вместо одного Союза писателей стало два: прежний Союз писателей России и новый – Союз российских писателей. Областную организацию Союза российских писателей сегодня возглавляет талантливый поэт Сергей Иванович Галкин.

Писательских организаций стало две, но писатели остались писателями, в какой бы организации они ни состояли. Литературное творчество – сугубо индивидуальный труд, и результат его не зависит от надписи на корочке писательского билета.

И, вспоминая о деятельности писательской организации, надо рассказывать конкретно о самих писателях, об их творчестве. Но – как? В каком порядке? И вообще… Через нашу писательскую организацию за время ее существования прошло более восьмидесяти человек! Сегодня в ней – пятьдесят членов Союза писателей России. Кто же из них самые заслуженные? Я думаю, что самые заслуженные – не по книгам, а по жизни! – это ветераны Великой Отечественной войны. И о них надо вспомнить в первую очередь.

 

ВЕТЕРАНЫ

 

Многие члены нашей писательской организации были ветеранами Великой Отечественной воины. К сожалению, были. Сегодня их нет с нами. Но память о них жива. И книги их служат людям.

Первым ветераном Великой Отечественной войны, вступившим в нашу писа-тельскую организацию, стал Иван Федорович Панькин. Как написал о нем критик В. Коркин в журнале «Детская литература» N 10 за 1967 год: «Сирота, юнга, солдат, рабочий и писатель… Его герои – трудовой народ, умельцы. Будь то на море, в кузне, в цирке…».

Первая книга Ивана Панькина «Начало одной жизни» была издана впервые в Новосибирске и в последующие годы несколько раз переиздавалась в Туле и в Москве.

Иван Федорович писал преимущественно для детей. Его книги: «Легенды о матерях», «Тигр Акбар», «Легенды о мастере Тычке», «Тайны старого колчана» и другие неоднократно издавались обычными и подарочными тиражами.

Владимир Александрович Большаков в 1942 году был призван в армию и участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В 1944 году после тяжелого ранения инвалидом войны вернулся домой. Жил в Новомосковске. Долго работал на Тульской студии телевидения в качестве режиссера.

В период работы Большакова на телевидении частыми участниками передач были писатели. Из Тулы в Новомосковск выезжали иногда небольшими группами, а иногда – поодиночке. Участвовали в литературных передачах, рассказывали о новых книгах, о героях документальных книг, а иногда и выступали вместе с ними.

Когда студия телевидения была переведена в Тулу, традиция выступлений писателей на телевидении еще некоторое время продолжалась. Потом тематика телевизионных передач стала ужиматься, и писательскому слову не осталось места на телеэкране.

Владимир Большаков писал свои произведения в стихах и в прозе. Творческая работа была для него не просто еще одной профессией, а постоянным состоянием души, требующим выхода к людям. И эти встречи с читателями состоялись – и через публикации в газетах и сборниках, и через книги, и через телеэкран, и через непосредственные встречи с читателями.

Вот названия некоторых его книг: «Одна семья», «Материнский упрек», «Половодье», «Незабудки для Натали», «Семьянский большак»…

Прозаик Николай Антонович Любин родился и вырос в деревне. Интересно одно его воспоминание детства. «У нас в деревне была порядочная по тем временам библиотека… В начале тридцатых годов в нашей избе собирались по вечерам односельчане и с необыкновенным вниманием и восторгом заслушивались содержанием книги, которую, держа поближе к закопченному стеклу лампы, читали мои отец или дядя». Так началось приобщение будущего писателя к книге — в ту пору, когда сам он еще не умел читать.

Николай Любин с первых дней Великой Отечественной войны был призван в армию. Служил он в саперных войсках. Судьба пощадила его – вернулся в родной Арсеньевский район. Стал журналистом, работал в районной газете.

Первую повесть «Марфа Подаркина» о судьбе деревенской женщины Любин написал в 1953 году. Она была опубликована в альманахе «Литературная Тула». Продолжая работать над книгой, автор расширил рамки событий до жанра романа. Книга выдержала три издания, в том числе одно – в издательстве «Современник» в Москве.

Александр Александрович Елькин 23 июня – на второй день войны – выехал на фронт. Участвовал в боях на Юго-Западном фронте, под Орлом и Мценском, в районе Тулы и Москвы. На фронте успевал писать стихи о войне, которые публи-ковались в дивизионной, армейской и фронтовой прессе, а также в газетах и сбор-никах тыла.

Александр Елькин – поэт и прозаик, автор нескольких сборников стихов и расска-зов, а также документальных книг «Приобщение к подвигу» и «50 дней мужества».

Николай Павлович Акулиничев ушел на фронт, когда ему исполнилось            17 лет. Родился он в селе Сорочинское Плавского района. Работал в колхозе. Еще в школе писал стихи. С войны вернулся не только с боевыми наградами, но и с зарубкой на всю жизнь – он был контужен, плохо слышал.

В 1964 году окончил Литературный институт им. A. M. Горького. Стал членом Союза писателей СССР. Автор нескольких стихотворных сборников.

В его творчестве нашли отражение военные годы: стихи «Ветеран», «Однополчанину», «Солдатские сны», «Сестра милосердия», стихи памяти отца, пропавшего без вести под Смоленском. Писал он и о деревне, о ее людях, о неброской красоте русской природы. Последние годы Николай Павлович Акулиничев работал редактором плавской районной газеты.

Другой плавчанин Сальников Петр Георгиевич – участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. Был тяжело ранен. Демобилизовавшись из армии, занялся литературным трудом. В одно время возглавлял Тульскую писательскую организацию. П. Г. Сальниковым о войне написаны книги «Горелый порох», «Версты ветровые» и другие произведения.

Виктор Никитович Трапезников пришел в тульскую писательскую организацию уже немолодым человеком, но по живости, энергии, увлеченности делом с ним мало кто мог сравниться. Несколько лет он работал в штате организации: возглавлял Бюро пропаганды художественной литературы.

Но главная заслуга Виктора Никитовича в писательской организации – это два сборника с одним названием «Слово о подвиге». Трапезников был и инициатором создания этих книг, и составителем сборников в память о подвигах участников Великой Отечественной войны.

Первый сборник вышел в свет в 1975 году. Это солидная книга, посвященная тридцатой годовщине победы советского народа и Вооруженных Сил СССР в Вели-кой Отечественной войне. Открывается книга страницами, посвященными обороне Тулы в 1941 году, из воспоминаний маршала Г. К. Жукова. Размышления Жукова дополняет статья «Тула», написанная И. Эренбургом в 1942 году для областной газеты «Коммунар».

В сборнике – очерки, рассказы, стихи – в основном тульских авторов. Но представлены и москвичи: Константин Симонов «Презрение к смерти» (памяти туляка-наводчика Сергея Полякова), Александр Жаров «Борис Сафонов», Владимир Лидин «Тульский пряник»… Не буду перечислять тульских авторов – в создании сборника приняли участие почти все члены писательской организации того времени и многие литераторы, не являющиеся членами Союза писателей.

Через десять лет – уже к сорокалетию Победы – была издана вторая книга под тем же названием. Произведения в этом сборнике были другие, но тот же дух патриотизма и героизма пронизывал и стихи, и прозу. Память о бессмертном всенародном подвиге жива и будет жить. Содействует этому и скромный труд тульских писателей: две книги «Слово о подвиге».

Для Николая Константиновича Дружинина главной темой творчества стали события Великой Отечественной войны. И не только те, в которых он сам принял участие в качестве командира пулеметного взвода или разведчика. Его заинтересовали масштабные события героической обороны Могилева и победной обороны Тулы в 1941 году.

Дружинин был членом нашей семьи: женат на моей сестре Тамаре. И делился с нами своими планами:

– Странно, что никто не написал роман о героической обороне Тулы. Значит, должен написать такую книгу я.

Он начал скрупулезно собирать материал для будущей книги: встречался и переписывался с участниками обороны Тулы, работал в военном архиве в г. Подольске, изучал документальную и художественную литературу… И в процессе этой работы наткнулся на интересный факт: оказывается, в обороне Могилева принимала участие и тульская дивизия. Русские и белорусы вместе стояли насмерть на важном рубеже, который фашисты намеревались одолеть с ходу.

Не одолели с ходу. Споткнулись!

О героической обороне Могилева, о героях этой обороны – русских и белору-сах – роман Николая Дружинина «Без вести пропавшие». Могилевцы очень тепло и заботливо содействовали работе автора над книгой. Первое издание романа состоялось в Туле, второе – в Могилеве.

А через некоторое время, после подписания соответствующего договора, Тула и Могилев стали городами-побратимами.

Николай Константинович вернулся к замыслу романа о героической обороне Тулы. Несколько лет упорной, каждодневной – без выходных – работы за письменным столом, а также в библиотеках и архивах, – и рукопись книги «Тульский рубеж» была завершена. Роман был издан в Туле в 2003 году.

А самому автору (инвалиду Великой Отечественной войны!) предстояло совершить еще один творческий подвиг: он задумал создать книгу, которую назвал «Голоса из бессмертия». Это коллективный сборник, в который вошли письма с фронта, воспоминания воинов, фронтовые эпизоды, стихи, важные даты – с комментариями составителя.

Книга вышла в свет двумя изданиями, второе – расширенное и доработанное. Над ним Дружинин работал в пору сильно обострившейся болезни. Закончил эту работу и слег. Через две недели его не стало…

 

ДОМ ТВОРЧЕСТВА

 

В течение многих лет у писательской организации не было постоянного помещения. То в издательстве ютились, потом отвели нам две комнатки в «Тулгражданск-проекте», оттуда переехала писательская организация на улицу Революции, и – снова в издательство, но уже на Красноармейском проспекте… И вот обрели писатели не то чтобы свое, но все же постоянное (на сегодняшний день – постоянное) помещение в Доме творческой интеллигенции.

Это событие связано с деятельностью писателя Валерия Яковлевича Маслова, который длительное время работал в администрации области, а в 1995 году был назначен директором Дома творчества.

В этом старинном особняке в годы революции жил видный революционер       Г. Н. Каминский. С тех пор прошло много лет, дом обветшал, и несколько лет стоял бесхозным, заброшенным, так что нуждался в капитальном ремонте и даже в частичной перестройке. Вот с этой работы и начал свою деятельность директор будущего Дома творчества.

Сам Валерий Яковлевич вспоминает тот период ремонта и перестройки дома с некоторым содроганием, но и с гордостью. Хлопот досталось много и непростых… Но Дом в конечном счете обрел богатый ВИД снаружи и стал удобным просторным и уютным изнутри.

Центральное место в Доме творчества занимает просторный зал с сохранившимся в нем действующим камином и большими окнами по фасаду. На остальной площади разместились кабинеты самого директора и секретаря писательской организации и осталась даже большая комната для литературного музея.

Дом творчества (более точное название – Дом творческой интеллигенции) стал одним из заметных центров интеллектуальной жизни города. В его уютном зале с подаренными тульскими художниками картинами на стенах не раз проходили встречи со знаменитыми людьми России. Мне заполнились встречи с певицей Жанной Бичевской, писательницей Риммой Казаковой, с экс-чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым…

Дом творчества стал местом культурного общения творческой интеллигенции по многим поводам. Торжественно отмечались юбилеи писателей. Такие праздники состоялись по поводу юбилеев Валерия Маслова, Виктора Пахомова, Николая Дружинина, Сергея Галкина, Валерия Савостьянова, Натальи Парыгиной. На такие мероприятия приглашаются художники, представители администрации города и области, общественные деятели.

Конечно, больше всего мне запомнился мой собственный 85-летний юбилей. Запомнился теплой непринужденной атмосферой, добрыми тостами и пожеланиями, шутками и улыбками… Я после этого юбилея почувствовала себя намного бодрее и вот даже взялась за эту работу: написать о деятельности нашей писательской организации.

Думаю, что и другие юбиляры испытали живительную силу дружелюбия тех, кто поздравлял их с круглой датой или просто присутствовал на торжественном событии.

В Доме творчества собираются писатели и гости писательской организации и по другим поводам. Здесь проходят все писательские собрания. Презентации новых авторских книг и общих сборников. Заседания актива клуба творческой интеллигенции. Семинары молодых литераторов. Обсуждение произведений на собраниях литобъединения…

Массовые мероприятия проходят не часто, а по мере необходимости. Повседневно писатели заходят в Дом творчества повстречаться друг с другом, поговорить с Пахомовым или Масловым, поделиться мнением о свежей книге или об острых событиях жизни. Труд писателя вершится в одиночестве. Тем более мы нуждаемся во взаимном общении.

Дом творчества требует от директора постоянного внимания и заботы. Но Валерий Маслов – писатель… Прежде всего – писатель! И главный его труд – это литературное творчество.

В.Маслов – автор многих прозаических книг: романов, повестей, рассказов. Поистине мировую известность автору принес роман «Мафия бессмертна», который стал бестселлером Москвы и Санкт-Петербурга и занял верхние строчки в рейтингах газеты «Книжное обозрение».

Эта книга переиздавалась двенадцать раз общим тиражом около полумиллиона экземпляров.

Большой интерес читателей вызвал и исторический роман об И. В. Сталине «Ближняя дача». Он был издан не только на русском, но также на сербском и на грузинском языках. Роман писателя о любви «Любовь не имеет названия» был также издан не только в России, но и в Сербии, и в Черногории. В Москве было издано собрание сочинений автора в трех томах, а на Украине – в семи томах. Московские издательства «Говорящая книга» и «Логос» большими тиражами выпустили его аудиокниги: «Москва времен Чикаго» и «Звонок с того света», которые так же, как и все творчество Валерия Маслова, широко представлены в Интернете.

На общественных началах Валерий Яковлевич возглавляет Тульское отделение Литературного фонда России и Межрегиональный союз писателе.

 

СОДРУЖЕСТВО

 

Дом творчества стал заметным очагом культуры города Тулы. Но следует сказать еще об одном очаге культуры, который тесно сотрудничает с Домом творчества и с писателями: это музей В. В. Вересаева.

Содружество музея Вересаева и Дома творчества началось много лет назад. Писатели-туляки участвовали во всех мероприятиях, посвященных памяти талантливого русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева – у памятника Вересаеву и в самом музее. В свою очередь на все значительные события в жизни нашей писательской организации, которые происходили в Доме творчества, приглашались и сотрудники музея.

Но многие события современной литературной жизни отмечаются и в самом музее! В его уютном зале с портретом Викентия Викентьевича на стене проводятся встречи писателей с читателями по разным поводам: юбилеи известных писателей, презентации новых книг, обсуждение поэтических сборников и т. п. Что характерно: такие встречи проходят в обстановке высокой взаимной культуры, я бы сказала даже – в обстановке благородства и взаимопонимания.

Мы, писатели (думаю, что и читатели – участники встреч), искренне благодарны директору музея Любови Ивановне Кузнецовой и научным сотрудникам музея Вячеславу Ивановичу Ботю и Виктории Юрьевне Ткач – за возможность взаимного общения и встреч с определенным кругом читателей.

Вспоминаю недавнее мероприятие в Доме-музее Вересаева: презентацию новой книги Владимира Сапожникова: «Избранная лирика». Участники презентации – писатели и читатели – тепло поздравили автора с изданием – уже восемнадцатой! – книги, читали стихи из этой книги, произнесли немало добрых слов в адрес автора.

Владимир Григорьевич Сапожников – писатель, доктор медицинских наук, профессор. Человек с богатым жизненным опытом. Свои книги он пишет в стихах или прозе — в зависимости от того, какой жанр более соответствует воплощению замысла. Повесть «Русский доктор» – о самоотверженной работе русских медиков, которые оказывают «братскую помощь среднеазиатским народам, участвуя в десантах Детского Фонда имени Ленина» (из «Аннотации»). В книге – и грустная, и светлая история любви русского врача к его узбекской коллеге.

Библиотеки города и области – это наши добрые союзники на пути книги к читателю.

Я всегда – с детства испытывала благоговейное чувство к стеллажам книг в скромной ли библиотеке прииска, на котором тогда жила, к огромной ли торжест-веннострогой библиотеке имени Ленина в Москве, в читальном зале которой посчастливилось мне читать давние газеты в пору работы над романом «Вдова».

Тульская городская библиотека — почти ровесница нашей писательской организа-ции: свой 50-летний юбилей библиотека отметила в декабре 2009 года. За минувшие полвека библиотека пополнилась многими и многими книгами тульских авторов.

В читальном зале городской библиотеки состоялись и запомнились всем участникам читательские конференции по книгам тульских писателей, тематические встречи, «круглые столы» и другие мероприятия.

Аналогичное содружество существует между Тульской писательской организацией Союза писателей России и Тульской областной библиотекой. Презентация книг, юбилейные встречи, тематические вечера…

Многие встречи писателей с читателями состоялись в просторном и торжественно-уютном зале областной библиотеки. И многие встречи, будем надеяться, еще впереди…

 

«ПРИОКСКИЕ ЗОРИ»

 

В 1988 году членом нашей писательской организации стал Алексей Афанасьевич Яшин. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Профессор. Доктор технических наук. Доктор биологических наук. Академик. Лауреат шести литературных премий.

На сегодняшний день А. А. Яшин – автор восемнадцати книг, в том числе пяти романов, изданных в Туле и в Москве. Человек высокого интеллекта и титанической работоспособности.

Первая его книга «На островах» – повесть и рассказы. Вот названия некото-рых последующих книг – весьма разнообразных по тематике: «Историк и его ис-тория», «В час волка», «Ешьте крабов», «Без руля и без ветрил»… Книги Яшина отличаются огромной широтой охвата событий жизни и философским осмыслением этих событий.

Некоторое время Алексей Афанасьевич держался в стороне от писательского сообщества, поглощенный научной, преподавательской и творческой работой. Когда же он стал редактором журнала «Приокские зори» по предложению оргкомитета, то положение изменилось.

С этого времени контакты Яшина с писателями-туляками стали крепнуть, ибо значительную часть авторов журнала, а также – редколлегии, составляют туляки. Но – не только! Со временем журнал стал всероссийским. На его страницах находят место талантливые произведения авторов из соседних областей, из Москвы, Сибири, Англии, США, Израиля, Германии и др. стран.

«Приокские зори» заметно оживили творческий потенциал тульских писателей. Грустно писать «в стол». Радостно, когда твои мысли, твой творческий запал находит выход к читателю. Таким выходом стал журнал, создателем и главным редактором которого стал Алексей Яшин. «Журнал издается попечительством и финансированием Тульского государственного университета (ректор М. В. Грязев) при организационной поддержке Тульской писательской организации СП России» (Из информации журнала).

Журнал представлен как литературно-художественный и публицистический. На его страницах – современная проза и поэзия как опытных писателей, так и молодых авторов. Ряд других разделов дает широкую картину литературного процесса и жизни области и страны во многих ее проявлениях. Назову для примера отдельные разделы, которые должны заинтересовать читателя. Литературное краеведение. Публицистика. Рецензии. Документы эпохи. Страницы прошлого. Тульские древности…

Журнал выходит в соответствии с возможностями издания тиражом пятьсот эк-земпляров. Большая часть тиража безвозмездно рассылается в библиотеки Тулы и области, часть вручается авторам, а через них также доходит до читателей. Конечно, «Приокские зори», как и многие книги современных авторов, заслуживает более широкой читательской аудитории.

К сожалению, читать в наше время стали меньше. Одна моя знакомая рассказала мне, что ее гостья, увидев шкафы, заполненные книгами, посоветовала убрать книги, можно – в ящики, поскольку «книги сейчас не модны».

А вот как – своеобразно, со свойственней его творческой манере иронией (а зачастую – и сатирической категоричностью) написал Алексей Афанасьевич в книге «2007 – Штиль» (стр. 5.).

«Вот и пришло нам время выбирать, конкретно выбирать, не уподобляясь буриданову ослу: жить ли дальше и развиваться русской литературе, или пародия на нее трансформируется в забаву элиты, а масс-медиа уподобится американским своим собратьям, у которых в доме только две книги: Библия и кулинарная энциклопедия… Да и Библия стоит для форсу, а поваренная книга не востребована: американцы готовят едово из стандартных полуфабрикатов.

Наш «средний бизнес-класс» уже близок к этому, только пока стесняется Библии заводить: рудименты былой совести напоминают о способах обретения богатства неправедного».

В каждом номере журнала «Приокские зори» читатель найдет в частности художественную прозу или публицистику Алексея Яшина.

 

«ТУЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТОР»

 

Еще один очаг творческого притяжения создан энтузиастом литературы Николаем Николаевичем Минаковым. Я имею в виду газету «Тульский литератор». Но сначала – о его главном редакторе – так определил свою роль сам Минаков, хотя фактически она гораздо шире.

Николай Николаевич – писатель. В 2003 году вышла его первая книга «Опаленные войной». В ней рассказано о событиях в Белевском районе в годы Великой Отечественной войны. Книга о военном детстве, написанная на фактическом материале, на событиях, которые пережил или наблюдал сам автор. По стилю она напоминает длинный живой рассказ очевидца.

Николай Николаевич пишет также стихи. Его книга, названная просто «Стихотворения. Поэма», вышла в свет в 2005 году в издательстве «Гриф и К», с которым подружились многие писатели, ибо там тепло принимают авторов и хорошо издают.

Теперь – о газете.

Литературно-общественная газета «Тульский литератор» выходит с ноября 2002 года. Это своего рода печатная трибуна для писателей и литераторов, для их творческих выступлений и размышлений на тему: литература и жизнь. Задуман ее выпуск с периодичностью один раз в месяц, но по материальным возможностям (невозможностям…) газета выходит реже.

В «Тульском литераторе» печатаются рассказы и стихи опытных и молодых писателей, литературная критика, очерки о творчестве, иногда – о жизни и творчестве тульских и российских писателей. Особое внимание газета уделяет писателям, у которых наступает юбилейная дата.

Я пишу эти очерки в ноябре 2009 года. И вот передо мной последний номер газеты за этот год. Большая часть газеты посвящена 75-летнему юбилею Александра Евгеньевича Новгородского – поэта и художника, члена нашей писательской организации. Большой и добрый очерк Виктора Пахомова «Пером и кистью» занимает почти всю первую страницу газеты. Автор цитирует стихи юбиляра. А вот как он определяет свое отношение к поэту: «Я люблю его стихи. Постоянно перечитываю их. Они помогают мне жить, разбираться с собой». Не в этом ли смысл творчества каждого писателя? Чтобы помогли его мысли и чувства – в стихах ли, в прозе ли – «жить, разбираться с собой»?..

Вторая страница газеты целиком отдана стихам Александра Новгородского, так что даже читатель, не знакомый с его творчеством, получит широкое представление о поэтическом слове писателя.

Но в этом же номере газеты – еще об одном юбиляре: Алексее Васильевиче Кольцове – к 200-летию со дня рождения. «Певец горькой доли русской юдоли». Произведения Кольцова издавались в царское и советское время. И вот на страницах «Тульского литератора» ожили стихи и песни талантливого народного поэта России.

Юбилейные даты – это одна обязательная тема газеты. Другая: выход у писателя новой книги. Если, по мнению редколлегии, книга заслуживает внимания, о ней рассказывают читателям, приводят прозаические отрывки или стихи, рассматривают новые произведения критическим оком. В писательской организации нет секции критики, но свое мнение о книге высказывают товарищи по перу. Чаше других выступают с обзором и оценкой новых книг Виктор Пахомов, Николай Минаков, Сергей Норильский.

Восемь лет выходит «Тульский литератор». За эти годы на его страницах опубликованы сотни материалов писателей, и не только тульских литераторов, просто любителей русской словесности. Газета востребована читателями. Однако редактор газеты ставит перед собой новые задачи. Увеличить тираж «Тульского литератора». Увеличить периодичность выпуска. Больше привлекать на страницы газеты молодых литераторов.

 

ГЕРОИ КНИГ – ТУЛЯКИ

 

Если одним словом сказать, о чем писали тульские писатели, то – про жизнь. Наши книги были большей частью о людях и событиях земли тульской – ее городов и деревень. В напечатанных выше главах уже говорилось об этом. Но следует несколько пополнить перечень авторов, которых вдохновили на создание книг судьбы туляков – от рядовых тружеников полей и заводов – до Героев России.

О жизни села – через судьбу молодой доярки – героини повести «У себя дома», как ни странно, ярко и правдиво рассказал «городской» писатель Анатолий Кузнецов. Деревенская женщина вдохновила и Николая Любина на создание романа: «Марфа Подаркина».

Почти полвека тому назад опубликовали свои первые произведения Александр Тихонович Харчиков и Валерий Георгиевич Ходулин. Почему пишу о них вместе? В их писательских судьбах много общего. Оба писателя прошли через заводскую профессию: Харчиков – на Косогорском металлургическом заводе, Ходулин – на Тульском оружейном. Оба пишут в двух жанрах: поэзии и прозы. Оба талантливы и трудолюбивы… Но на этом, пожалуй, их сходство кончается, ибо каждый – творческая личность, своеобразная и неповторимая.

Проза Александра Харчикова начиналась с заводской темы: его первая книга «Лицом к огню» была посвящена доменщикам. Я была нештатным редактором этой книги и могу сказать, что автор талантливо, со знанием дела (Харчиков сам работал в доменном цехе) и с глубоким проникновением в психологию героев отобразил их жизнь: и труд, и судьбы.

Роман Александра Харчикова «Среди людей» был опубликован в журнале «Октябрь». Роман «Перед дальней дорогой» опубликован в журнале «Новый мир».

Не знаю, какой талант – прозаика или поэта – перевешивает в творчестве Харчикова. Скорей всего – идут на равных. Знаю его стихи по сборникам и по совместным выступлениям на встречах с читателями. Вот названия некоторых стихотворений поэта: «Среди полей», «О чем молчим», «Окна», «Русь»… Что таится за этими короткими названиями? Жизнь! Жизнь в разных ее проявлениях, порой – трагических. «Вы видели покинутые окна? Они молчат, как мертвые глаза».

Период перестройки Александр Тихонович отразил в романе «Святые грешни-ки», повестях «За линией» и «Голгофа», изданных одной книгой, и в книге «Черт-те что сбоку демократии» (рассказы и размышления).

Валерий Ходулин в писательских справочниках обозначен как поэт. Да, много лет он писал и поныне пишет стихи, охватывающие разные стороны жизни и переживаний и чувств. Одно из его стихотворений начинается строкой: «Я работал гравером»… И вот какую интересную параллель проводит в связи с этим сам автор.

«Профессия гравера по украшению охотничьих ружей помогла мне выработать и развить такие качества как творческое воображение, умение усидчиво и кропотливо работать, стремление к четкой завершенности произведения. А эти качества не менее, чем граверу, необходимы и поэту».

Добавлю от себя: отнюдь нелишни такие качества и прозаику.

На моем недавнем юбилее Валерий Георгиевич – поэт! – подарил мне две книги своей прозы «По призванию – туляки», популярные очерки о тех, кому город обязан своей славой, и «Идущие сквозь время» – популярные очерки о людях, оставивших заметный след в истории Тульского края. Это огромный труд, заслуживающий столь же глубокого уважения! Достаточно посмотреть на список изученной автором литературы о героях очерков – исторических, порой забытых или полузабытых, личностях, чтобы представить себе масштабы замысла и сложность его воплощения.

Вот как представлена книга в аннотации: «Книга «По призванию – туляки» предназначена… для всех, кого интересует история родного края – от школьника до руководителя региона… Здесь общественные деятели и предприниматели, купцы и писатели, архитекторы и военные, спортсмены и прекрасные тульские мастера».

Консультантом книги «Идущие сквозь время» был Вячеслав Иванович Боть – ведущий сотрудник тульского историко-архитектурного и литературного музея, прекрасно знающий историю Тулы в ее событиях и в лицах.

Очерки написаны хорошим литературным языком – простым и в то же время образным. Читается легко и с интересом. Читаешь, и частица гордости вливается в душу: так вот какие люди жили на тульской земле и трудились ради ее процветания! Что интересно: каждый очерк завершается стихотворением автора – о подвиге того, кто стал героем очерка. В общем, Валерий Георгиевич сделал отличный подарок читателям, любящим свой Тульский край и его достойнейших патриотов.

Я (по образованию – инженер) написала несколько книг, в которых героями бы-ли труженики строек или заводов. «Что сердцу дорого», «Пока не поздно», «Сегодня в десять»… Раньше это назвалось: тема рабочего класса. А о рабочих говорили: советский простой человек. В своих произведениях я старалась показать, что «советский простой человек» отнюдь не простой! Ему свойственны и размышления о жизни, и глубокие переживания, и ощущение достоинства, и чувство ответственности, и воля к преодолению трудностей жизни, которые порой кажутся непреодолимыми.

Более всего мне удалось воплотить свое видение рабочего человека в романе «Вдова», стержнем которого стала судьба главной героини от молодости до пенсии. Город, в котором происходят основные события романа, назван вымышленным именем: Серебровск. Но тульские читатели легко узнают один из крупных городов области: Ефремов

.С Ефремовым связаны еще два моих произведения: повесть «Неисправимые» о трудных подростках и повесть «Крестьянка» – о стойкости русской женщины в ее трудной и благородной судьбе.

В последние годы вышли в свет два моих романа, действие которых происходит в наше «перестроечное» время: «Любой ценой» и «Сын».

Я рассказала не обо всех тульских прозаиках – такой задачи перед собой я не ставила. Задача была другая: показать, что тульские писатели находят своих героев на земле тульской – в том краю России, где живут и работают.

Да, в творчестве тульских писателей широко представлены туляки – жители Тулы и области: и в художественных произведениях, и в документальной прозе. Но и о творчестве самих писателей немало написано статей, именуемых рецензиями, и даже есть несколько книг.

Особенно пристально следил за творчеством писателей-туляков критик, член Союза российских писателей Сергей Львович Норильский (Щеглов). Он писал ре-цензии на книги Арясова, Болотова, Езерской, Милонова, Логунова и многих дру-гих— не только тульских писателей. Норильский написал и несколько книг о твор-честве тульских писателей. Назову их.

«Владимир Лазарев». Библиографический указатель. 1986 г.

«Извечный поединок света и тьмы». О прозе и драматургии Игоря Минутко. 2006 г.

«Не вечно зло, если добро множить». Литературно-критический очерк о творчестве Натальи Парыгиной. 1999 г., 2-е изд. – 2000 г.

 

ТРИ ТОМА ПОЭЗИИ

 

В Туле сложилась большая когорта талантливых поэтов. Назвать имена? Получится довольно длинный список. У каждого поэта – по нескольку книг, а то и более десятка, пусть и не таких объемных, как у прозаиков. Поэты старшего поколения уже издали томики «Избранного». Вот если бы собрать лучшие стихи тульских поэтов в одной книге…

Но почему «если бы»? Ведь это уже сделано! Правда, не в одной книге, а – в трех томах. Хорошо изданные, хорошо оформленные, а главное –  содержательные книги – подарок читателям от тульских поэтов. Вот названия этих книг.

«Великий Май». 2005 г., 427 стр.

«Свет любви». 2006 г., 500 стр.

«Наши современники». 2008 г., 402 стр.

А теперь попытаюсь представить несколько подробнее каждую из этих книг.

«Великий Май»

Поэтический сборник «Великий Май» посвящен подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Великий Май – месяц Победы!

Составители сборника: Н. Минаков, В. Савостьянов, К. Струков.

Авторы стихов: и профессиональные поэты — наши современники. И те, кого уже нет с нами… И большой круг одаренных литераторов.

Составители сборника проделали очень большую работу, отбирая для сборника стихи, в которых с болью, но и с гордостью говорится о защитниках Родины – вернувшихся с войны или павших на полях сражений.

Открываю уже многократно читанный сборник – просто наугад. Михаил Кольчугин. «Сосна». (Баллада). Так и хочется не цитату привести из этой прекрасной баллады, а всю переписать. Приведу концовку.

Сосна отряхнулась и выше привстала,

И, кажется, чудится ей,

Что это она на врагов вызывала

Разящий огонь батарей.

Владимир Большаков – поэт и прозаик.

Мне где б ни жить под этой звездной синью,

Была бы лишь тропа моя светла.

Была бы только за окном Россия,

Ржаное поле, речка да ветла.

Михаила Кольчугина и Владимира Большакова давно нет с нами. Но стихи их – с нами. И благодарность в сердцах читателей к поэтам, прославившим высшее чело-веческое достоинство: патриотизм, воплощенный в стихах о подвигах защитников Отечества.

Поэт Б.Голованов, проживающий ныне в Черни. Из стихотворения «Наследство».

Не растерял, отец,

Свою я силу,

Опять земной

Приподнимаю пласт.

Твое наследство

Передам я сыну,

А он его

Потомкам передаст.

Стихи можно цитировать подряд. Все они, или – почти все, написаны с душевным волнением. И такое же волнение должны вызвать в сердцах читателей.

Закончу главку кусочком из стихотворения Вячеслава Попова.

О чем твои думы, седой ветеран?

Застыла слеза на ресницах.

Неужто болит еще тело от ран?

Ужели война еще снится?

«Свет любви».

Лирика тульских поэтов.

Составители этой книги: Н. Минаков и К. Струков. Сборник открывается стихотворением Марка Дубинского.

Горит звезда моей печали

В космической кромешной мгле.

Не оттого ль не сплю ночами,

Что одинок я на земле?

Но вновь сижу, забыв разлуку,

Забыв печаль ушедших дней,

Как будто вновь держу я руку

Любимой женщины моей.

В сборнике есть несколько страничек, написанных прозой, под рубрикой «Вместо предисловия». Вот главная мысль этого гимна любви, автор которого Валентина Рощина.

«Любовь бессмертна. Она будет сиять всеми своими неповторимыми гранями во все времена. Любовь к Женщине, Родине, Ребенку, Природе является движущей силой для свершения благородных поступков всего живого на Земле».

Да, светлое слово: любовь. И как много… И как по-разному можно сказать о любви, если люди, глубоко чувствуют восторг счастливых встреч и боль разлук и… Если эти люди по имени поэты обладают еще и высоким талантом слова!

Стихи надо читать или слушать. Особо затронувшие душу – заучивать и в минуты общения декламировать для друзей, а в минуты уединения, порой – и грусти, мысленно или вслух повторять полюбившиеся строки, наслаждаясь таинственной силой этих строк и отраженного в них чуда самой жизни. Приведу хотя бы еще одно стихотворение из книги «Свет любви».Константин Струков:

Кривая улица, трущоба,

Задворки в золотых шарах,

И девочка – одна зазноба –

Принцесса нашего двора.

Я ждал. И, от нее скрываясь,

За ней вышагивал тайком.

И в такт стучала мостовая:

«Ведь ты с ней даже не знаком!»

К ней подойти я не решался,

Зато тайком от всех берег

Тот каблучок, что оторвался

От правой туфельки ее.

«Наши современники»

Антология тульской поэзии.

Составители: В. Пахомов, В. Савостьянов, Ю. Лончаков.

В этом сборнике представлены подборки стихов тридцати шести поэтов. Вот как представлены авторы стихов в аннотации сборника.

«Поэты различны по возрасту, поэтическим пристрастиям и мастерству, но объединяет их то, что все они поэты-профессионалы, члены Союза писателей России и Союза российских писателей, ныне живут и творят рядом с нами, на нашей славной тульской земле».

О чем они пишут? Если сказать одним словом: опять же – о жизни, так же, как и прозаики, о жизни – в самых разных ее проявлениях. Обо всем, что может тронуть душу читателя. Читать сборник – значит наслаждаться звучанием поэтического слова, мысленно перенестись в тот мир, который с фантастической емкостью в коротких строках отражает стихотворение, проникнуться чувствами автора и обогатить свои чувства.

Сделаю странный эксперимент: открывая сборник наугад, выпишу первые строки стихотворений.

Н. Боев. «Смотрю опять в твое лицо, Россия…».

С. Галкин. «Приснилось, что пришел отец…».

В. Пахомов. «На Бежином лугу горит огонь пастуший…».

М. Крышко. «Как хорошо на природе побыть одному…».

В. Сапожников. «Занесен скальпель… Дрогнула рука…».

  1. Хадарцев. «Прощайте друг другу, любите друг друга…».

B .Савостьянов. «В электричке холодно, сыро…».

В. Киреев. «Нет, не уйти мне от тебя, деревня…».

Даже эти первые строки стихотворений говорят о разнообразии творческих интересов и о творческой индивидуальности. Своими образными, яркими строчками стихов поэты стремятся поделиться с вами своими размышлениями о жизни. Все мы – и прозаики, и поэты – работаем для вас.

До встречи! До теплой заочной встречи…

Я как раз заканчивала работу над этой главой очерка, когда позвонил Валерий Николаевич Савостьянов и принес мне свою новую книгу «В эпоху нежности». Савостьянов – один из составителей сборников поэзии, известный поэт. Новый сборник – уже восьмая его книга. В отличие от прежних, чисто поэтических книг, в этой есть и прозаическая часть: «На фоне личного. (Эссе)».

Валерий Савостьянов недавно в дружеской обстановке отметил в Доме творчества свой 60-летний юбилей. И вот предстоит новая встреча с коллегами и читателями: на следующей неделе в литературном музее В. В. Вересаева презентация сборника поэта «В эпоху нежности».

В статье «Время Савостьянова», которая предваряет стихи, Виктор Федорович Пахомов пишет:

«Сегодня поэт Валерий Савостьянов на пике своего творческого подъема. К его голосу внимательно прислушиваются коллеги, читатели, поклонники, начинающие и молодые авторы. С его мнением считаются и на него ссылаются. Это отрадно и наполняет душу уверенностью в завтрашнем дне, надеждой на лучшую судьбу тульской поэзии, испытывающей ныне пресс невостребованности и отчуждения…».

Закончу эту главу четверостишием из стихотворения Савостьянова.

…Мы готовы к любым перегрузкам,

Только б райской дышать высотой.

Только б вновь нам поверили: Русский –

Означает: подвижник святой.

 

ХРЕСТОМАТИЯ

 

В год пятидесятилетия писательской организации выходит интересная, можно сказать, уникальная книга — хрестоматия «Три века тульской поэзии». Хрестоматия вобрала в себя произведения поэтов, начиная с нашего знаменитого земляка В. А. Жуковского, кончая современниками, членами Союза писателей России и стихотворцами из литературных объединений. По существу хрестоматия выступает как времен связующая нить.

Тульские поэты внесли значительный вклад в сокровищницу русской поэзии. Василий Андреевич Жуковский вошел не только в русскую поэзию, но и в мировую. Баллады, поэмы, романтические стихи его и сегодня вызывают живой интерес читателей. На поэтических образцах Жуковского учился юный Пушкин.

Стихотворение «Дубинушка» другого поэта XIX века Василия Ивановича Богданова из древнего города Лихвина (ныне г. Чекалин) стало народной песней, одной из любимейших песен Ф. И. Шаляпина. Народную песню «Не корите меня, не браните» на стихи одоевского поэта Ивана Родионова исполняла солистка Большого театра Максакова. А песня «Ой, цвети, цвети, кудрявая рябина» Ивана Доронина и поныне шумит и с эстрадных сцен, и в дни праздников в семейном кругу.

Наряду с поэтами-профессионалами в хрестоматию включены народные поэты, поэты-самородки. Одним из таких поэтов был Вячеслав Дмитриевич Ляпунов, стихи которого ценил Л. Н. Толстой. Познакомился он с поэзией Ляпунова тогда, когда народный поэт два года жил в Ясной Поляне и помогал разбирать письма, приходившие на имя великого писателя. Однажды                      Л. Н. Толстой даже обратился с письмом в один из московских журналов – с просьбой опубликовать стихотворение В.Д.Ляпунова «Пахарь».

Очень уместно, что в хрестоматии в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне представлено творчество около двадцати поэтов-фронтовиков. О некоторых из них уже говорилось в главе «Ветераны». Их стихи правдиво рассказывают о суровом и героическом военном времени.

Составили хрестоматию В. Ф. Пахомов и Н. Н. Минаков. В редакционный совет вошли старший научный сотрудник Дома-музея В. В. Вересаева В. И. Боть, директор издательства «Гриф и К» Н. М. Ларина, писатели В. Я. Маслов,                А. Е. Новгородский, Н. Д .Парыгина, В. Н. Савостьянов, В. Г. Сапожников,           К. В. Струков, В. Ю. Ткач.

Несомненно, хрестоматия явится хорошим пособием для учащихся школ и сту-дентов учебных заведений. И будет интересна и полезна читателям любого возраста.

 

ПЕСНИ

 

Стихи многих тульских поэтов были замечены композиторами и стали песнями.

Одна из первых песен, рожденных в Туле, прозвучала на всю страну и даже за ее пределами. Песня на слова Владимира Лазарева «Березы».

«Березы, березы, родные березы не спят…».

Светлые стихи, пронизанные любовью к России, в сочетании с талантливой музыкой вдохновляли артистов на воодушевленное исполнение песни. Владимир Лазарев живет теперь в Америке. Звучат ли там его «Березы»?

Создателями многих песен стали поэт Юрий Щелоков и композитор Иосиф Михайловский, много лет возглавлявший Тульскую филармонию. Сегодня нет с нами ни поэта, ни композитора, но есть песни их о Туле, о любви, о Родине! Песни их (к сожалению – нечасто) продолжают звучать на радость слушателям.

Активно работает в жанре песни Николай Дружков – у него даже издан сборник «Откровенье России. Песни на стихи Николая Дружкова». Николай Александрович Дружков – автор многих книг стихов. Давно сотрудничает с композиторами, и в этом содружестве рождаются песни, которые звучат иногда по радио, исполняются на концертах, а может быть, – высшая награда для поэта! – поют их люди и на семейных вечерах.

Двадцать три песни созданы композиторами на стихи Валерия Георгиевича Ходулина. Его песни звучали на вечере, посвященном творчеству поэта, в Центральном Доме литераторов в Москве.

Издал песенник «Приходи» Валентин Киреев. В сборнике около двадцати песен на слова Киреева и музыку разных композиторов. К 70-летию города Новомосковска Валентин Викторович в содружестве с композитором Игольницыным создали гимн городу-юбиляру.

Недавно довелось мне прослушать диски с записями песен на слова Эдуарда Павловича Георгиевского в исполнении тульских вокалистов.

Впечатление самое светлое – как от хорошего концерта. Омрачено только тем, что нет у этих песен выхода на широкую публику. Неужели – и не будет?

Это только примеры рождения песен на тульской земле. Наверное, есть и еще сборники песен. В последнее время песни – стихи и ноты, печатаются в индивиду-альных поэтических сборниках, в альманахах и журналах. Вот только звучат на массовых мероприятиях песни туляков пока нечасто. А жаль!

 

 

«НЛО» И «ПЕГАС»

 

Я начала свои записки о Тульской писательской организации с воспоминаний о литературном объединении (литобъединении) давней – более полувека тому назад – поры. Форма творческого содружества молодых (в творческом плане молодых) литераторов оказалась живучей. Все эти годы наряду с писательской (теперь – с писательскими…) организацией существовали и литобъединения. Существуют и сегодня.

Самое крупное литобъединение создано и активно работает в Новомосковске. Руководит им поэт – член Союза писателей России Валентин Викторович Киреев. В Новомосковском содружестве литераторов объединились не только молодые поэты и прозаики Новомосковска, но и литераторы из ближних городов: Богородицка, Кимовска, Узловой, Донского, Северо-Задонска…

В соответствии с общей тенденцией современной литературы члены Новомосковского литобъединения пишут преимущественно стихи. Общим печатным выходом к читателю стал альманах с несколько вычурным названием «НЛО», что, впрочем, расшифровывается просто: «Новомосковское литературное объединение». Альманах выходит peгулярно: передо мной лежит восьмой номер. А объем? 412 страниц!

Первая часть альманаха предоставлена членам Союза писателей, в том числе и писателям Тулы. Последний раздел отдан поэтам-песенникам: публикуются тексты и ноты. Ну, а основную площадь занимают произведения, в основном стихи, членов литобъединения и «гостей» из других регионов и даже из Азербайджана.

В мои намерения не входит давать оценку деятельности литобъединения, но одно соображение все же выскажу. Думаю, что количество страниц и публикаций идет несколько в ущерб качеству. Поэзия – «товар» штучный… В большом потоке рифмованных строк читателю непросто отыскать истинные таланты. А такие, конечно, есть и не только среди профессиональных писателей.

В Туле соответственно двум писательским организациям существует и два литобъединения. При писательской организации Союза писателей России – литературное объединение «Пегас». Возглавляет его член Союза писателей Марк Самойлович Дубинский.

Литературное объединение работает уже длительный срок. Литераторы собираются регулярно, обсуждают новые стихи или уже изданные сборники. Издавать теперь можно почти любые книги, никаких препон в смысле редактора, рецензента или цензуры не существует. Лишь были бы деньги на оплату издания…

Хорошо это или плохо? Что можно издать книжку – хорошо. Что нет редактора – плохо. Взгляд автора на свои произведения не всегда объективен, и квалифицированный совет редактора многим молодым литераторам был бы весьма полезен. Поэты пишут – в наших литобъединениях почти одни поэты. Книги выходят. Что можно сказать в целом об этих книгах?

Как читатель стихов вижу достаточно высокий уровень стихосложения. Размер, рифма – все выдерживается, стихи в большинстве своем просты по форме и доступны для восприятия читателям любого уровня культуры. Так значит: все в порядке? Ябы сказала: не совсем…

Сегодняшняя поэзия молодых литераторов обладает недостатком, который раньше определялся словом «мелкотемье». Читаешь стихотворение, а душа остается равнодушной. Не потому ли, что автор был равнодушен к тому, о чем писал? Не хватает многим, а может быть – большинству стихов мудрости мысли и глубины чувств. А ведь из этих двух составляющих складывается талант писателя!

И еще: не хватает ощущения современности. «Он ушел… Я тоскую». Во все времена это было. Но и тосковать ты, поэт (чаще – поэтесса), должен по-особенному, чтобы и читатель почувствовал и запомнил твою тоску.

Но я, кажется, увлеклась своими рассуждениями. Пора завершать.

А завершу я эту главу пожеланием тем, кто стремится стать писателем: быть строгим к своему творчеству, работать над собой и подниматься в таланте и творчестве на самую высокую ступень, какая для вас достижима.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Судьба определила мне в течение пятидесяти лет быть то более, то менее активной участницей деятельности нашей писательской организации. Этот очерк «Страницы нашей жизни» – вовсе не отчет о книгах и общественных мероприятиях писателей-туляков. Это мои впечатления, какие сохранила память, и мое отношение к событиям нашей литературной жизни.

Предвижу возможное недоумение или даже недовольство тем, что об одних писателях я рассказала подробнее, о других – скупее, а о третьих даже не упомянула. Но этот очерк – не просто о писателях, а о деятельности Юбиляра – писательской организации. В чем же она заключалась? Прежде всего – в подготовке коллективных изданий, будь то альманах, журнал, сборник стихов или газета. В прямом разговоре о жизни и о литературе на встречах с читателями. В работе с молодыми авторами в литобъединениях и на семинарах. В рецензировании опубликованных произведений самих писателей…

Вот этот перечень наших главных дел я и решила отразить в своем очерке. И рассказать о тех инициативных писателях, чья активная деятельность позволила сложиться и появиться на свет многим книгам, о которых рассказано выше.

Надеюсь, что многие и многие книги тульских писателей – прозаические и поэтические, в том числе и созданные за время существования нашего писательского сообщества, будут прочитаны нашими соотечественниками и принесут пользу в укреплении благородных нравственных принципов. Уверена: у читателей минувшего полувека они оставили добрый след. Оставят добрый след и в душах будущих читателей – как написанные и изданные в прошедшие годы, так и те, над которыми трудятся нынешние писатели и будут грудиться авторы пока еще не написанных книг.

Подготовил к размещению на Сайте ТРО СПР

Николай МАКАРОВ