НАШ НОВЫЙ ВАЛЕРИЙ ХОДУЛИН (к 80-летию поэта)

Валерий САВОСТЬЯНОВ

 

НАШ НОВЫЙ ВАЛЕРИЙ ХОДУЛИН

(к 80-летию поэта)

 

Сегодня мне позвонил Валерий Георгиевич Ходулин: главная областная газета просит кого-нибудь из членов Тульской писательской организации написать статью к его 80-летию, к замечательному и очень весомому солидному юбилею нашего ведущего тульского поэта.  И выбор, дескать, пал на меня…

Да, уважаемые читатели, ну что же тут лукавить: мне сегодня, безусловно, оказано высокое доверие — и это лестно, конечно! И хоть времени почти нет: впереди сразу несколько литературных фестивалей, и билеты уже приобретены заранее — но отказаться немыслимо!

Только вот о чём написать в статье — ведь всё, что я хотел сказать о поэте Валерии Ходулине, уже подробнейшим образом изложено в моей недавней книге о нём. Называется она «Гравирующий души добром» — это написанная в жанре эссе большая статья–рецензия, подробно рассматривающая творчество нашего тульского поэта–классика. И книга эта уже успела выйти — и даже сразу друг за другом двумя изданиями — в двух наших тульских издательствах. Так что если кому-то будет нужно, то её можно взять в нашей областной библиотеке и прочитать. Там и о нашем замечательном поэте и его творчестве, и о патриоте нашего города и России, и о наставнике — как моём, так и всей нашей тульской литературной молодёжи — и, конечно, об уникальном сочетании всего: и этого и много другого, в человеке Валерии Ходулине. Ну, так и что же нового я могу написать в этой моей статье: ведь повторяться совсем не хочется, да и не интересно мне самому?

И вот моё долгое хождение по квартире: не знаю, как и с чего начать. И когда уже почти отчаялся и решил: сегодня ничего не напишу, и махнул, как говорится, рукой, и сел за компьютер, и вошёл в Фейсбук — ежедневная и привычная процедура, весьма успокаивающая, кстати — вдруг неожиданная подсказка! Почти сразу же в ленте Фейсбука такой вот пост: «Предварительная программа фестиваля «Славянские традиции – 2017»». И в ней чёрным по белому — среди многочисленных мероприятий  семидневного, одного из самых больших на постсоветском пространстве по времени и, пожалуй, самого насыщенного событиями из всех, какие я видел, фестиваля (а видел я их уже, надо сказать, немало)  — в самом его начале на 25 августа намечена презентация книги Валерия Савостьянова «Гравирующий души добром» (о поэте Валерии Ходулине). То есть презентация моей новой книги о нашем сегодняшнем юбиляре. Вот ссылка: http://slavtraditions.ucoz.ru/blog/programma_meroprijatij_devjatogo_mezhdunarodnogo_festivalja_literatury_i_kultury_slavjanskie_tradicii_2017_24_avgusta_2017_chetverg_09_00/2017-07-17-364

И тут, я думаю, нужно обязательно отметить, что этот, уже давно и горячо любимый мною, крымский фестиваль литературы и культуры «Славянские традиции» — это не какой-нибудь там затрапезный фестивалишко, а фестиваль международный, крупный и всегда многочисленный, весьма популярный и авторитетный, ставший, кстати, образцом и примером для многих новых литературных фестивалей последних лет. Среди таких можно смело назвать хотя бы два белорусский: «Центр Европы» и «Славянская лира», руководители которых многие годы были членами жюри на этом, одном из старейших, фестивалей в Крыму. Так что опыт его переняли по праву, да и не скрывают этого.

Итак, будем надеяться, что о Валерии Ходулине теперь с помощью предстоящей на фестивале презентации моей книги узнают не только в России и СНГ, но и по всему  миру, ибо участниками и гостями «Славянских традиций» неизменно становятся жители многих стран Европы, а также Азии, Америки, и других континентов.

У вас, мои читатели, видимо, уже возник резонный вопрос: почему я  так много пишу о литературных фестивалях? Отвечаю: потому что, как я и говорил выше, не хочу повторять того, что в моей книге «Гравирующий души добром» — а это значит, что теперь передо мной стоит сверхзадача: показать вам такого Валерия Ходулина, о котором вы, пока, увы, ничего не знаете. В том числе, не сможете узнать и из моей новой книги о нём, если вдруг всё-таки когда-нибудь её прочитаете: в ней нет фактов, которые я привожу в этой статье, ведь они появились уже после написания книги. И один из этих новых фактов связан как раз с литературным фестивалем.

Разумеется, о Валерии Ходулине, поэте, редакторе и наставнике молодых талантов, вы, конечно, и так, я думаю, знаете всё, или хотя бы слышали что-то. Да он и сам когда-то уже давным-давно, в одной из его первых книг, написал о себе таком в стихотворении «Редактор»:

 

К нему приходят разные поэты.

Одни добры, другие смотрят зло.

Он каждому подскажет, даст советы.

Когда уйдут — вздыхает тяжело.

А вдруг он сам поэт? И не ему ли

Ночами шепчет муза: «Ну, пиши…»

А он другим, как горькие пилюли,

Раздал кусочки собственной души.

 

Хотя, думаю, здесь-то, в этих стихах, прежде всего о Ходулине — редакторе Приокского книжного издательства. А редакторы бывают и другие: редактор редактору рознь. Вот сегодня, например, он тоже редактор — но редактор газеты «Косогорец» Косогорского металлургического завода (и одновременно руководитель  пресс-центра завода) — кстати, единственной в России рабочей газеты, где на первой её полосе регулярно печатаются стихи поэтов–классиков и современников. Только в последнее время в ней были напечатаны стихотворения Тютчева, Есенина, Гумилёва, Заболоцкого, Фёдорова, Цветаевой и многих других поэтов. У Ходулина здесь как у главного редактора полная свобода, и он считает, что заводчане должны читать поэзию.

С этим согласен и генеральный директор КМЗ Сергей Владимирович Киреев. Посмотрите, как интересно и образно он об этом пишет в предисловии к двухтомнику Валерия Ходулина «Настраиваю душу на добро»:

«…С приходом Валерия Ходулина в газету «Косогорец» в жизни посёлка Косая Гора, что на окраине Тулы, произошли заметные смысловые изменения. Валерию ничего не пришлось придумывать. И если вся система его творчества построена на любви к людям, то у него всё как бы получается само собой: из номера в номер мы видим интересные очерки о конкретных заводчанах.

В общем, Валерий создал в 2004-2010 годах и продолжает создавать настоящую читаемую газету, а некоторым заводским начальникам он и сознание перевернул: сколько я им ни вдалбливал, что не человек создан для чугуна, а, наоборот, чугун для человека, что человек главнее всех механизмов, паровозов, тепловозов, шлаковозов и так далее, у меня слабо получалось. А у Ходулина получилось — люди, читая о себе, стали меняться на глазах, они поняли понемногу, что без машиниста, условно, Иванова нет ни чугуна, ни заводов, ни страны. Они поняли, что страна — это они, что за хорошую работу тебе не только хорошо заплатят, но и напомнят всем, кто тебе дорог, что без тебя завод — не завод.

Валерий Ходулин сделал это: он создал новое средство массовой информации — газету «Косогорец», и у нас теперь люди читают про людей, они понимают, что они и есть сегодняшняя история России…»

Такой вот сегодня Валерий Георгиевич Ходулин редактор — и нового типа и нового, высшего, качества. Слово «редактор» здесь тоже, а суть его уже иная, куда более глубокая, чем прежде.

Вот и далее я хочу представить вам здесь вроде бы и того же, но уже всё-таки другого Ходулина, значительно и весомо дополняющего прежнего, известного вам: не зря же начинал статью с рассказа о литературном фестивале. И начну с того, что совсем недавно, в мае этого года, я пригласил Валерия Георгиевича в Рязань на фестиваль «Под небом рязанским», куда мы и поехали целой литбригадой под руководством нашего нового Ответственного секретаря Тульского отделения Союза писателей России Николая Алексеевича Жукова.

И здесь Валерий Ходулин неожиданно проявил себя в новом качестве: сильнейшего поэта–фестивальщика, став лауреатом  в одной из самых сложных и престижных номинаций фестиваля «Стихоборье», победителя в которой определяют сами зрители и их зрительские симпатии. Его вдохновенно прочитанные стихи «По Белёву едет Пушкин» и «Есенин на тульском рынке» были встречены восторженными аплодисментами, и уже, я уверен, никогда не забудутся рязанцами и гостями этого фестиваля. Об этом, кстати, отличная статья одной из членов жюри фестиваля, известной в России поэтессы, ныне живущей в Москве, но родившейся в Рязани, Нины Красновой. Статью её под псевдонимом Николай Фонарёв, если пожелаете, смотрите в «Независимой газете» (приложение «Экслибрис» от 8.06.2017) по ссылке: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2017-06-08/11_889_poets.html

Ну, а что же это, собственно, такое: поэты–фестивальщики, число которых теперь триумфально пополнил наш Валерий Ходулин — и чем они отличаются от просто поэтов? Во-первых, уже тем, что, кроме того, что поэт–фестивальщик должен, как и все поэты, стараться хорошо писать стихи, он ещё обязан стараться и хорошо представлять их зрителям и слушателям. Качество, которое сегодня почти утеряно очень многими поэтами, не умеющими или же просто не желающими артистично донести свои стихи до слушателя, а лишь лениво, без эмоций, и даже не всегда ритмично бубнящими их, читая, как доклады, по бумажке: с листочков или  же из своих книжек.

И, во-вторых: ещё, конечно, поэт–фестивальщик — и это уже как бы по определению — должен, чтобы участвовать в фестивале, суметь приехать на него. Это понятно и, кажется, вроде бы элементарно. Но, однако, посмотрим на вещи трезво и скажем прямо, что это многим недоступно: либо по здоровью, либо по каким-то иным — например, чаще всего по финансовым — причинам. Ведь сегодня все фестивальные поездки — во всяком случае, насколько я это знаю — вынужденно осуществляются участниками фестиваля «за свой счёт». И это даже в том случае, если поэт представляет на фестивале не только самого себя, но и свой регион. Такое вот досталось нам странное, совершенно неулыбчивое для поэтов, особенно для периферийных поэтов–профессионалов, время…

Есть и ещё некоторые качества, обычно присущие поэту–фестивальщику: коммуникабельность, дружелюбие, искренняя любовь к поэзии и умение даже на слух отличать в ней талантливое от посредственного. И, конечно, ещё одно качество, которое я бы отметил как здоровое стремление к самоутверждению, желание состязаться, спортивный дух. Разумеется, литература — это не спорт, и на литературном фестивале всё-таки главное сам его праздничный процесс, а не результат. «Но всё же, всё же, всё же…» — как говорил великий поэт, хоть и совсем по другому поводу.

Итак, если позволите,  то я продолжу и назову вам ещё одно качество, скорее всего новое для вас в характере поэта Валерия Ходулина, которое я определил бы не просто как редкая  по нынешним временам отзывчивость, но, скорее всего, обозначил бы его ещё и как душевная чуткость, помноженная на оперативное поэтическое реагирование. Недавно Валерий Георгиевич прочитал мне по телефону своё новое стихотворение, посвящённое Наталье Деомидовне Парыгиной, в конце прошлого года, увы, навсегда покинувшей нас. Стихотворение это памяти нашей старейшей писательницы, многими — как и ранее, во времена Советского Союза, так и теперь тоже — любимой, читаемой и почитаемой, общий тираж книг которой, наверное, приближается к миллиону и, возможно, уже даже и более того.

Но много ли во всей нашей многочисленной читательской аудитории, да и просто во всей нашей тульской писательской организации, тех, кто отозвался на это наше общее горе своими литературными произведениями? Единицы! А уж стихи об этом, насколько я знаю, написал только наш Валерий Ходулин. Да ещё какие душевные, и вместе с тем, весьма актуальные и честно говорящие о нашем сегодняшнем времени, об отношении его к нашей культуре и литературе, стихи!

Больше нет Парыгиной Натальи:
Порвалась непрочной жизни нить.
Тысячи людей её читали —
Двадцать собрались похоронить.
Унеслась душа к небесной дали.
Тело опустили в глубь земли…
Может, некрологи опоздали,
Потому и люди не пришли?
Нас она открыто и привольно
В свой вела литературный мир.
А теперь мы замерли невольно,
Где-то потеряв ориентир,
Словно мы, зайдя в глубины леса,
Сбились с проторённого пути.
Нету больше к книге интереса,
Чтение сегодня не в чести.
Увезли её, похоронили.
Кончен путь. Оборвана строка.
Я вчера пришёл к её могиле:
На её могиле — ни цветка.

 

И, уже почти в заключении статьи, вот вам ещё один Валерий Ходулин, думаю, досель многим так и неизвестный и совершенно незнакомый в этом качестве: это Ходулин — миротворец. Поэт, единственный из тульских поэтов трижды побывавшей в мятежной Чечне и выступавший там со своими стихами перед нашими солдатами, награждённый Благодарностью Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с формулировкой «За самоотверженность и отвагу, проявленные при защите Отечества» и медалью «За службу на Северном Кавказе» (помните, «певец в стане русских воинов»)  — и, конечно, кто бы что об этом ни говорил, рисковавший жизнью в этих командировках в горячие точки России — хорошо знает цену миру. И он хорошо понимает, как далеко могут завести наши человеческие страсти любого из нас, даже человека православного, каким, собственно, Валерий Георгиевич всегда  и был. Потому-то он и написал столько прекрасных стихов, в которых всё дышит верой православной, и среди них, конечно, немало и моих любимых. Например, его стихотворение «Размышление у развалин»:

 

В этой церкви меня крестили,

А после церковь на слом пустили…

 

А что же есть один из главных грехов в православии? Гордыня. Именно грех гордыни довольно часто приводит к войне. А что есть достоинство в православии? Смирение и терпение. И путь смирения и терпения — это, чаще всего, путь к миру и взаимопониманию.

Да, разумеется, если уж война неизбежна, или же она уже началась — то слава полководцам, слава победителям! Но вдвойне, втройне — слава миротворцам, сумевшим избежать войны! Поэтому я и хочу с особым удовольствием поведать вам о таком вот поступке миротворца Валерия Ходулина. Всё-таки жаль ведь, что мало кто знает об этой его роли в недавнем, весьма непростом для нас, писателей, и для всей нашей писательской организации, деле: переизбрании Ответственного секретаря Тульского отделения Союза писателей России. Ведь роль эта значительна, и переоценить её трудно. Потому что, будучи избранным в президиум писательского собрания, а затем и его председателем, и далее уверенно, спокойно и мудро руководя этим нашим судьбоносным собранием, он сумел примирить непримиримых, пристыдить неуправляемых, остудить излишне горячих и категоричных — и этим, возможно, помог нашей организации избежать назревавшего раскола, как это не раз бывало в других региональных отделениях Союза писателей…

Но существует и ещё, скорее всего, уж совсем неизвестный вам Валерий Ходулин —  это сценарист Валерий  Ходулин, работающий в кино и снимающийся в нём: и как актёр, озвучивающий текст в кадре, и как автор стихов о главном герое фильма. Так вот недавно Валерием Ходулиным вместе с молодым режиссёром и оператором Денисом Гастевым были созданы документально–просветительские короткометражные фильмы об Алексее Хомякове и Сергее Есенине. Первый называется «Славянофил по духу и по крови. Рассказ об Алексее Хомякове», а второй «Не скрывал Есенин восхищенья, вспоминая тульское гощенье».

Ссылка на первый фильм https://youtu.be/LdSCJeYhf3E
Ссылка на второй фильм https://youtu.be/rel9uIoiEZc

И этими фильмами открывался в Туле в прошлом году Год Кино — при аншлаге в городском концертном зале, вмещающем 1200 человек! Фильмы так понравились зрителям и руководству, что Министерством культуры области авторам фильма был выделен грант на их дальнейшую культурно-просветительскую работу — и сегодня они уже завершают съёмку фильма о Василии Андреевиче Жуковском.

Я думаю, что феномен Валерия Ходулина, тульского поэта, широко известного и в России, мы можем продолжать исследовать и далее, находя в нём не только те черты, что отмечены в моей книге  «Гравирующий души добром» и в этой моей статье, но и другие, не менее достойные. И продолжать восхищаться им и далее: ах, вы знаете, какой он автомобилист и как он водит машину в свои 80 лет; ах, вы знаете, какой он хозяин, дачник–огородник–садовод; ах, вы знаете, какой он любящий муж — ведь на могиле его любимой жены всегда цветы!

И здесь уж точно, как говориться, сомневаться не приходится, что у него она действительно была и любимая жена и главная муза: тот, кто прочитает его юбилейный двухтомник «Настраиваю душу на добро», сразу поймёт, что именно благодаря ей, «королеве Генриетте», им было написано такое великое множество стихов. И что именно ей посвящена основная часть его любовной лирики, в результате чего мировой раздел стихов о любви был пополнен и обогащён им его собственным поэтическим направлением, которое я в моей книге о его творчестве называю термином «семейная лирика».

Но жизнь продолжается, и он, уже несомненно достигнув в ней многого, конечно, будет открываться нам, и мне в том числе, с новых сторон. Но для этого нужно, разумеется, чаще встречаться, чаще общаться, разговаривать — одним словом, крепче дружить. Поэтому в душе я очень надеюсь, что он всё-таки захочет и сможет присутствовать на презентации моей книги о нём на фестивале «Славянские традиции — 2017» в Крыму — и мы оба будем рады продолжить там наше дружеское общение.

Вот, пожалуй, и всё. Но как бы там ни было: получится у нашего большого поэта в его юбилейном августе приехать в Крым или нет — это уже всё-таки не столь важно, потому что главное о нём я уже знаю. И уже сейчас мне кажется, что я знаю о нём достаточно, чтобы искренне сказать, что я мечтал бы — конечно, если Господь даст мне дожить до моего аналогичного юбилея — быть похожим на него, нашего сегодняшнего юбиляра.

Вы спросите, а чем похожим? Ну, хотя бы тем, чтобы в это же время, в эти же годы, так настойчиво, как мне кажется, склоняющие нас почивать на лаврах в роли поэтического ветерана и почётного патриарха — так же, как он, оптимистично ощущать и себя, и весь окружающий нас мир, так же тонко его чувствовать. И, конечно, непременно, чтобы и в этом возрасте так же замечательно писать стихи, как и он, наш юбиляр, наш Мастер, наш, всегда, с каждым новым годом жизни, удивительно новый — Валерий Георгиевич Ходулин.

 

Валерий Савостьянов,

член Союза писателей России,

член Правления Тульского отделения СП России,

лауреат литературных премий

  17 июля 2017 года.  Тула.

ТУЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
Обзор конфиденциальности

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.