НИКОЛАЙ МАКАРОВ
СКАЗКИ О БЕЛОЗЁРЕ
(пятая часть)
Иногда – сказки,
А иногда – и не сказки.
Иногда – для детей,
А иногда – и не для детей.
Много ли, мало ли прошло или пролетело времени, но однажды автор вновь встретился со Светланой. Встретился и услышал от неё много интересного о, казалось бы, простых, повседневно встречающихся вещах и событиях.
ОДЕЖДА
– Мы так привыкли к своей одежде, – начала рассказ Светлана, – что совсем даже не задумываемся о значении, назначении и понимании сущности первой защиты человека от воздействия не только природных катаклизмов, но и от всякого негативного влияния.
– На Руси считалось, – продолжает Светлана, – что прясть нити могут только женские руки, так как само прядение является сокровенным действием сродни рождению ребёнка. Ткачеством, кроем, шитьём вышивкой занимаются только женщины. Но и мужчины, в определённых обстоятельствах обеспечивали себя и свою семью одеждой. На Руси всегда существовала каста мастеров-ткачей.
Одежда защищает нас от холода и жары, от дождя и ветра, от острых предметов и отрицательных энергетических воздействий (сглаза, порчи).
Наши предки всегда знали, что человеческое биополе впитывается в одежду и задерживается в ней, поэтому намести порчу или сглаз можно по одной нити, выдернутой из одежды. Поэтому свою одежду чужим людям обычно не отдавали.
Одежду всегда делали прочной и удобной в носке и соответствовала роду занятий (для дома, поля, леса, воинская одежда, обрядовая). Одежду делали ладно скроенной, опрятной и её обязательно украшали.
И ещё: хорошую одежду изготавливали – да, и сейчас изготавливают – только из природного сырья, подпитывающего биополе человека: льна, конопли (повседневные рубашки и штаны), крапивы (лечебные одежды), шерсти (для холодного времени года), хлопка, шёлка. Для окрашивания нитей и тканей брались только природные красители: растительные и минеральные.
Одежда из синтетических материалов искажает биополе человека в худшую сторону.
БРЮКИ И САРАФАНЫ У ЖЕНЩИН
– Современная эмансипация в моде, – Светлана задумалась, – вредит нашему здоровью.
Но как мы знаем, мода – демонический способ управления сознанием несведущих людей, навязывание ложных ценностей для обеспечения существования общественных паразитов.
Эта, так называемая, мода неотделима от эмансипации женщин, которая в свою очередь является демонической идеей уравнения мужчин и женщин в правах и обязанностях. Природа наделила мужчин и женщин различными телесными и психическими особенностями и способностями, потому что их природное предназначение различно.
Пройдись по улицам любого города, посёлка: всюду – женщины в брюках.
Если женщина постоянно ходит в брюках, то не взыщите о потере женственности и материнских черт в характере, что, конечно же, влияет на её гормональное состояние, а значит – на устойчивость к заболеваниям.
Забыты длинные, широкие сарафаны, юбки, платья. Ведь такая одежда помогает женщине накапливать нужную положительную энергию стихии Земли для постоянного хорошего настроения, долголетия, для успешного преодоления стрессов и дают ей дополнительные силы и защиту для выполнения основного предназначения – вынашивания детей.
Другая сторона медали – короткие юбочки с разрезами, шорты служат причиной потери собственной жизненной силы девушек и делают их лёгкой добычей сексуальных влечении не только маньяков и сексуально озабоченных мужчин.
ПЕЛЁНКИ
– Наверное, многие забыли, а большинство современных людей даже и не знают, – начинает очередной рассказ Светлана, – что первая одежда детей – пелёнки – считается обережной.
Пелёнки бывают разных видов: простые или повседневные, на выход, обрядовые и праздничные. Все они используются для детей только раннего возраста.
Простые пелёнки обычно делаются из старой (ношеной) отцовской и материнской одежды, и ткань не отрезают, а отрывают так, чтобы не было швов. Такие пелёнки подпитывают ребёнка мужской и женской энергиями, родительской любовью.
Пелёнки на выход также обязательно делаются из ношеной родительской одежды с каким-либо украшением. Такие пелёнки – это обереги от лишних взглядов, сглазов, наговоров, порчи. Ими пользуются и дома, когда приходят гости.
В праздничную, нарядную, сделанную из тонкого, нового белого полотна, пеленают для участия ребёнка в семейных и больших праздниках.
Обрядовую пелёнку делают нарядной и обережной, для чего её вышивают красным крестом или другими особыми швами.
– Нынче такие пелёнки, – вздыхает Светлана, – в магазинах и на ярмарках не купишь…
ЖЕНСКИЕ САРАФАНЫ
– Какой же красивый у тебя сарафан! – воскликнул я при новой встрече со Светланой.
– Сарафан, – она начинает свой рассказ, – один из основных видов женской одежды, который с древнейших времён и до наших дней не потерял своей привлекательности.
Сарафан надевается, обычно, поверх длинной рубашки с рукавами. По покрою, способам украшений, используемых тканей различают: детский, девичий, женский, старушечий.
Изо льна и однотонного ситца шьют повседневные сарафаны. Праздничные сарафаны украшают вышивкой, жемчугом или драгоценными камнями. С такими сарафанами обращаются бережно. В старину их хранили в деревянных сундуках или коробах из липы. Перед тем как сложить сарафан его выворачивали наизнанку и раскладывали на полу передом вниз; затем с середины складывали в мелкую складку. Сложенный так сарафан, перегибали по длине и связывали тесёмками и заворачивали в чистую холстину. Праздничные сарафаны передавались по наследству.
Самые красивые – свадебные сарафаны, которые шились, чаше всего, из ткани красного цвета и считались оберегами.
Кроме того, сарафаны делятся на летние и зимние. Летние сарафаны шьётся из лёгких, нарядных ситцев и сатина; зимние – из тяжёлых, плотных тканей, чаще – на подкладке.
– У тебя, надеюсь, имеются в гардеробе все виды сарафанов?
– Все, все. – Светлана улыбнулась. – Кроме свадебного, который только недавно начала шить…
Половицы и поговорки о сарафане:
Был кумачный, да променяла на бумажный (сарафан).
Везде сарафан пригожается, а не надо сарафан – под лавкой наваляется.
Весной – в цветном сарафане лежит
Красна девица до гряд в сарафане до пят.
Молодец в кафтане, девка в сарафане.
На его бабушке сарафан горел, а мой дедушка пришел да руки погрел.
Нет талану, не пришьешь к сарафану.
Сказка, присказка, прикована невестка к сундуку за ручку, за ножку, за синь сарафан.
Смалчивай, невестка, сарафан куплю.
Снову сарафан на все пригожается, а обносится – по подлавочью наваляется.
Это сущая коза в сарафане
Этот кафтан (сарафан) вам не к рукам.
Этот сарафан давно по ниткам разобран.
ЮБКА
– Юбка, как и сарафан, – часть женской одежды. – Светлана показывает свои наряды. – У русских девушек юбка оставляет открытыми ступни, у женщин – юбка до пят. Такие юбки помогают накопить собственную жизненную силу, а тело сохраняют от сглаза и похотливых взглядов.
Верхние юбки, как и сарафаны, шили и шьёт широкими из цветного ситца, а нижние – из холста. Зимой носили шерстяные юбки, а для тепла надевали стёганную на вате юбку.
Юбки начинали носить после двенадцати лет. Повседневные юбки оставались от старших сестёр, и только праздничные юбки были новыми.
– А – у тебя?
– У меня – все новые! – Светлана на секунду задумалась. – У меня, к сожалению, нет ни братьев, ни сестёр…
Пословицы и поговорки про юбку:
Береги брюки сзади, а юбку – спереди.
Кофта посконна да юбка суконна (приданое).
Несподручно бабе с медведем бороться; того и гляди, юбка раздерется.
Сидит тупка в семи юбках (луковица).
Смотри на девку, а не на юбку.
Суббота дольше воскресенья (или: пятница субботы, говорят, напр., если из-под платья видна юбка).
Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже.
У юбок больше побед, чем у френчей и эполет.
Чем короче юбка у девчонки, тем длиннее руки у мальчишки.
Чем короче у девушки юбка, тем провинциальней город.
Чехол дороже платья (чехол, атласный подбой, юбка).
ПОЯСА
– Обязательная принадлежность русской народной одежды, – продолжает рассказывать Светлана, – пояс. Пояс разделяет верхнюю и нижнюю часть тела человека. Пояс связывает верхнюю и нижнюю части одежды, пояс также отделяет и связывает одновременно высшие и низшие начала в человеке.
В обрядовой жизни русского народа пояса имеют большое значение. На свадьбу обязательно дарили пояса; поясом повивают новорождённого, перевязывают первый сноп, перевязывают покойника, провожая в последний путь, завязывают пояса нп юерёзах при расставании.
Пословицы и поговорки про пояс:
Все мы по пояс люди (т. е. наполовину, а там скоты).
Дураку по пояс, а умный сух пройдет.
Жена не рукавица, с руки не сбросишь (за пояс не заткнешь).
Заткнуть за пояс.
Ишь распоясался!
Креститься поперек пояса грешно (т. е. ниже, через пояс).
Лишить пояса,
Любого за пояс заткнет.
Мужику не покор, что за поясом топор. невелик, да горы копает.
Он ему в подметки не годится. Он его за пояс заткнет.
Помилуй, господи! а за поясом кистень.
Рукавицы за поясом, а он их ищет.
Он ему в подметки не годится. Он его за пояс заткнет.
Яким – простота: две рукавицы за поясом, а третьей ищет.
ЛЁН
– Как я уже говорила, – продолжает Светлана, – что наша одежда – не вся, конечно, – шьётся из льна. Льняные ткани зимой хорошо сохраняют тепло, а летом дают телу прохладу. Да, и народная медицина утверждает, что льняная одежда сохраняет здоровье человека.
У наших предков – древних славян – лён считался символом верности в любви, нежности, женской застенчивости и безхитростности.
Существовал обычай при котором женщины ходили на льняное поле, раздевались и показывали льну своё нагое тело – считалось, что тогдп лён хорошо уродится.
Лён – это травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, из семян – масло. Из прядильного волокна получают нитки, ткань. Кроме того, лён помогает в строительстве и хозяйстве в виде пакли и верёвок.
Про лён существуют пословицы и поговорки:
За лён держись – обеспечишь жизнь.
Кто в лён одет – доживет до 100 лет
Кто посеет лён – пожнет золото.
Лён вымотает, лён и озолотит.
Лён да клевер, клевер да лён, кто их сеет, тот и умён.
Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.
Лён для льноводов – золото: с ним и старые дышат молодо.
Лён – доходная культура, это деньги и натура.
Лён золой удобряй – получишь урожай.
Лён любит поклон.
Лён не жнут, не косят, а теребят.
Лён не косят, не жнут, а рвут.
Лён не родится – и мочало пригодится.
Лён по клеверу посеешь – урожай уже имеешь.
Лён ручки любит.
Лён тем и силен, что всех одевает он.
Мни лён доле, волокна будет боле!
Мни лён дольше, волокон будет больше.
Много льна – денег закрома.
Не домнёшь мялкой, так вспомянешь за прялкой.
Удастся лён – так шёлк, не удастся – зубами щёлк.
У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.
Хороший ленок – денег закромок.
Чем ленок дольше, тем доход больше.
И загадка о льне, записанная В. Далем:
Били меня, колотили, во все чины производили, на престол царём посадили.
КОНОПЛЯ
– Конопля нашими предками использовалась не только для получения конопляного масла, – показывая мне различной толщины верёвки, не только для производства – витья – верёвок и канатов, – начала Светлана о новом для меня знании, – но и применялась для изготовления тканей.
Такие ткани из конопли назывались «замашными» или «посконными» – и то, и другое по названию мужских растений конопли.
Именно в мешки, сшитые из старых «замашных» штанов, старались класть конопляное семя во время весеннего сева.
И надо отметить, что конопляные (пеньковые) верёвки и канаты очень славились не только на Руси.
Тем более, что конопляная или пеньковая нить очень крепкая, и получаемые из неё ткани отличаются прочностью. Пенька считалась и считается одним из лучших материалов для канатного и верёвочного производства.
И ещё – пеньковые канаты и верёвки отличаются прочностью к солёной воде и не изнашиваются при контакте с морской солью. Поэтому канаты из пеньки используются в морском деле.
А в Средние века доспехи из пеньки, благодаря своей прочности, использовали в качестве дешёвых доспехов.
Последний известный случай применения пеньки в качестве «брони» относится к обороне Севастополя в Ходе Крымской войны: пеньковыми канатами закрывали амбразуры русских укреплений. Они останавливали вражеские пули и при этом их легко можно было раздвигать в стороны для выдвижения пушек из амбразуры.
Пословицы и поговорки про коноплю:
Господи, Господи, не бей нашей поскони, а льна да конопли хоть всё примни!
Конопляник, конопник – огород или поле, засеваемое коноплями; обычно это лучшая и удобряемая земля, на задах, промеж двора и гумна.
Конопляна – конопляное молоко, для забелки пустых щей.
Коноплястый, конопатый – весноватый, в веснушках.
Кину с блошку, а вырастет с лутошку (конопля).
Кинуть с блошку, а вырастет с лукошко (конопляное семя).
Куда ж ты с посконным рылом в суконный ряд.
Летом сосенка – зимой коровка (конопля).
Посеешь с крошечку, а вырастет с лутошечку (конопля).
Посеешь – родится, а на семена не годится (посконь).
С посконной рожей да в красный ряд.
КРАПИВА
– Одним из древнейших волокон, – продолжает меня просвещать Светлана, – является волокно крапивы, из которого шили волшебные рубашки, обладающие сверхъестественной силой. Вспомним сказку Андерсена «Дикие лебеди».
Крапива, по мнению специалистов, очень неплохое волокнистое растение, и встречается повсеместно рядом с жильём человека.
Из волокон крапивы ещё в каменном веке на берегу Ладожского озера плели рыболовные сети, которые были найдены археологами.
Ткань из крапивы имеет широкую область применения. Она мало изнашивается благодаря прочным волокнам, получаемым из стеблей растений. До покраски полотно имеет белоснежный цвет и слегка блестит на свету. Благодаря этим свойствам ткань быстро набирает популярность.
Ткань из крапивы носит название «рами». Она полностью состоит из натуральных ингредиентов, которые не выцветают на солнце, в отличие от других материалов природного происхождения. Ткань из крапивы требует больших временных затрат на производство. По этой причине цена на изделия из рами такая высокая. В процессе создания одежды используются различные красители, так как натуральный цвет полотна – белый. А вот рисунки и принты на изделия из крапивы не наносятся.
Рами появилась в Китае еще в III веке до нашей эры, когда крапиву стали использовать для создания одежды. Позже идея приобрела популярность в Корее и Японии.
В настоящее время рами пользуется спросом среди производителей экологичной одежды для дома. Спрос так вырос благодаря тому, что люди ищут новые способы сохранения окружающей среды, а ткань из крапивы является безопасным натуральным материалом без добавления химических веществ.
Пословицы и поговорки о крапиве:
Доброму работнику – блины с кашей, лентяю – крапива.
Жгуча крапива родится, да во щах уварится.
Жжется, как крапива, а колется, как ёж.
Злое семя крапива, не сварить из него пива.
Кабы на крапиву не мороз, так бы с нею и ладов не было.
Крапива и молода, а уже кусается.
Крапивник – жгуч, терновник – колюч.
Кто пораньше встает, тот грибки себе берет; а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Лиха крапива, да мороз её будит.
Любовь – крапива стрекучая.
На жалючую крапиву есть лютые морозы.
На лицо красива, а на язычок – крапива.
Не всякая мачеха – крапива, не всякая падчерица – маков цвет.
Не садись под чужой забор – а хоть в крапивку, да под свой.
Ожёгся, ровно на крапиве.
От крапивы крапива и родится.
С иным водиться – что в крапиву садиться.
Узнаешь, чем крапива пахнет.
Хороша слобода, да крапивой поросла.
ЛЫКО
Лыко – луб не только молодой липы, но и вяза, ивы. В основном применялся (может, и сейчас где применяется?) для плетения лаптей.
В России из лыка плели также корзины, короба, кули, туеса, кресла и столы. А до XV века в снаряжение русских войск включалось кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты.
Из луба старых деревьев заготавливали и заготавливают поныне мочало, из которого получаются грубые изделия: рогожи, канаты, решёта.
Выражение: Не всякое лыко в строку» происходит от лапотников: настоящий мастер знал, «какое лыко в какую строку, то есть в какой ряд вплести.
Поговорки и пословицы про лыко и рогожу:
Борода велика, а ума ни на лыко. Ус соминый, да разум псиный.
В лыковце четыре, во ржавце два (вымя у коровы и у козы).
Врать, что лыки драть (прибавка: лыко за лыком тянется).
В рогожу одеться, от людей отречься.
Дери лыко, поколе дерётся.
Кнутовища негде вырезать. Лыкодёры есть, да не с чего драть.
Кричит, будто чёрт с него лыко дерет.
Лыка не вяжет.
Лыко да мочало, а далеко умчало (об упряжи).
Лыком по парче не шьют.
Лыком сшит, оборничком подпоясан.
Не всяко лыко в строку.
Не запасшись лыком, ходить в ошмётках.
Не лыком шит.
Не путайся в чужое лыко!
Не путайся в чужое лыко! Не суйся, Оленка, где не спрашивают!
Ошибка в слове – не спор. Не всякое слово (лыко) в строку.
Ошибка в фальшь не ставится. Не всяко лыко в строку.
Под венец молодые от уроков опоясываются лыком (или сеткой, вязаным в узлах поясом).
По ненастью лыко драл, по вёдру лапти плел.
Пошёл гору на лыки драть.
Пропадай собака и с лыком – лишь бы не судиться. Хоть мылом мыт, да лыком шит.
Рад бы сердцем, да живот, что лыко.
Сосна кормит (мезга), липа одевает (лыко).
Хоть лыком шит, да мылом мыт.
Хоть лыком шит, да сосед. Соседа держись.
Худо шить лыками по золотой земле.
Хуже лапотного лыка.
Чигирики, мигирики, шаранды, баранды по мосту, по мосту, по лыкову мосту, шишел, вышел, вон пошел.
РОГОЖА
Первоначально рогожа производилась из волокон рогоза, а затем из луба старых лип (мочала), соответственно в тех местностях (краях, странах), в которых находилось их естественное распространение, отсюда и появились рогожный или мочальный промыслы которые занимали много рабочих рук местного населения. Из такой ткани изготавливались кули (рогожные мешки, большой рогожный куль – рогозина, половики, грубая упаковочная плетёная ткань из мочала и т. д.
В рогожу одеться – от людей отречься.
На рогоже сидя, о соболях не рассуждают.
Рогожка рядная – словно матушка родная.
Рогожный парусок лучше крашеных весел.
У меня рогожка – та же одежка, да куль праздничный.
Широка рогожа, да грош ей цена.
БЕРЁЗА
Дерево, которое символизирует свет и чистоту, радость и здоровье.
В свадебной обрядности – символ красавицы-невесты.
Берёза также у славян считалась новогодним деревом, так как Новый год начинался весной.
Берёзу украшали венками и лентами.
И берёза считалась любимым деревом русалок.
Из прутьев берёзы изготавливались розги; отсюда и выражение – «накормить берёзовой кашей».
Баня и берёза – берёзовые веники – символы русского быта.
Сама берёза – символ России.
Пословицы и поговорки про берёзу:
Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница.
Бела береста – да деготь черен.
Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
Береза ума дает (о розгах).
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
Бог создал человека и создал тальник и березник.
Где дубняк, там и березняк.
Горячему охотнику и берёзовый пень зайцем кажется.
Для врага и береза – угроза.
Ель да береза, чем не дрова?
Ельник, березник чем не дрова?
За белыми березами тарара живет (язык).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Каковы березки, таковы и отростки |
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед – мокрое.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.
На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.
На Максима больных начинают отпаивать берёзовым соком.
На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет – к несчастью, плавает – к добру.
Накормить кого березовой кашей.
Около меня свищет; я туда – свищет, я сюда – свищет; беда, думаю, влез на березу, сижу – свищет; ан это у меня в носу.
Плотва трется в первый раз на вербной; в другой – когда распустится береза; в третий – на вознесенье.
По мне, хоть бела берёза расти! (не забочусь).
Пошел по широкой, где березки посажены.
Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.
Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, другое – от теми свет, третье – дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое – людям колодец (береза: банный веник, лучина, береста на горшки, березовица).
Толкуй про еловый, а березовый крепче.
Узнаешь вкус березовой каши.
Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь).