К 110 – летнему юбилею со дня рождения Ярослава Васильевича Смелякова

Евгений Трещев. «Если я заболею, к врачам обращаться не стану»

 

Смеляков Ярослав Васильевич – поэт, переводчик, литературный критик. Член Правления Союза писателей СССР и РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. Лауреат премии Ленинского комсомола. Награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени.

Он человек трудной, удивительной и трагической судьбы, сочетающий в своих стихах проникновенный лиризм и горестное раздумье обо всём пережитом. И хотя  его жизнь складывалась очень тяжело, но предательства, доносы,  тюрьмы и  лагеря не сломили дух поэта.

Его талант невозможно оспорить. Он интересен, как поэт и как неординарный человек.  Временем наибольшей популярности этого поэта стала середина шестидесятых годов прошлого века.

«Пускай меня  мечтатель не осудит!/ я радуюсь сегодня за двоих/ тому, что жизнь всегда была и будет/ намного выше вымыслов моих» (Я.Смеляков. Давным – давно).

Родился он 26 декабря 1912 года ( по новому стилю — 8 января 1913 года)  в Луцке в семье железнодорожного рабочего. После окончания в деревне начальной школы учился в Москве в полиграфической фабрично — заводской школе.

Из – под пера Ярослава Смелякова вышло огромное количество прекрасных стихотворений. Писать стихи начал рано. Первый сборник его стихов «Работа и любовь» вышел из печати в 1932 году. Потом были опубликованы сборники: «Стихи», «Дорога», «Кремлевские ели», «Счастье», «Лампа шахтера», «Избранные стихи» , «Разговор о главном», «Аленушка», «День России», «Товарищ Комсомол», «Декабрь», «Моё поколение», «Служба времени», «Стихотворения и поэмы» и др.

После смерти Кирова поэт был по доносу арестован и репрессирован, отсидев три года в заключении (1934 – 1937).

Участник Великой Отечественной войны. Воевал рядовым на Северном и Карельском фронтах. Был в плену у финнов. После освобождения из плена его  направили в проверочно – фильтрационный спецлагерь в Сталиногорске ( ныне —  Новомосковск Тульской области).  Работал на шахте №13 (недалеко от города Донского), а также ответственным секретарем в газете «Сталиногорская правда». Уехал из Сталиногорска в 1947 году, а в 1951 году был вновь по доносу арестован и отправлен в заполярную Инту (Коми АССР).

В этом районе имеются большие залежи энергетических углей. С 1940 года  началось промышленное освоение этого месторождения. Изначально шахты и железную дорогу к ним строили заключенные. Сюда ссылали по политическим статьям интеллигенцию со всего Советского Союза.

Во время срочной военной службы в Коми АССР (1972 – 1974) я два раза бывал в этих местах, которые находятся на северо – востоке республики. Кругом лесотундра. Комары и мошка, атакующие с лета. Вечная мерзлота, которая в летнее время оттаивает, прогреваясь под лучами низкого, безжалостного солнца, только на глубину 10 – 15 сантиметров. Для этих мест характерна длительная суровая зима. Зима быстро одевает всё в белые снежные наряды. Потом приходят морозы. Иногда столбик термометра опускается ниже шестидесяти градусов. Несколько раз зимой  я видел северное сияние. Совершенно неправдоподобное явление. Будто бы в небе раскрывается окно в потусторонний мир. Все движется, меняется, трепещет, озаряется неведомыми красками.  Зрелище фантастическое!

«Мороза не было совсем,/ Чуть – чуть под двадцать пять,/ И вдруг в бездонной черноте/ Стал небосвод сверкать./ Вот полосы на нем пошли/ От края и до края,/ Тянулись в линию огни/ И шли волной играя./ Картину чудной красоты/ Природа создавала,/ Цветами яркими она/ Весь север расписала./ По небу всполохи бегут,/ Виденье оживляя./ Как в сказке радуга зажглась,/ Цвета перебирая./ Стихия ярилась в ночи,/ Гимн солнцу воздавая,/ На грани тундры и тайги/ Нас волшебством пленяя./ А мы стояли на плацу,/ Глаза не отводя./ И в памяти картина та/ Осталась навсегда» (Е.Трещев. Северное сияние).

Красиво, но жизнь в лагере для Смелякова была далеко не подарком судьбы.

Об этом периоде своей жизни он вспоминал: «… в грязной одежде раба на разводе стою, / номер раба у меня/ на согбенной спине».

«В кожаной шапке,/ лагерном бушлате,/ полученном в интинской стороне,/ без пуговиц,/ но с черною печатью,/поставленной чекистом на спине» ( Я.Смеляков).

Отбыв около четырёх лет в интинском лагере, Ярослав Смеляков возвратился в 1955 году по амнистии домой. Реабилитирован был в 1956 году. Он писал о себе так:

«Работал, работал, работал,/  железо и камень тесал/  и сам я от этой работы,/ железным и каменным стал!» (Я.Смеляков).

Как «враг народа» он провёл в общей сложности более десяти лет в застенках, но это не озлобило его. Он стал одним из самых светлых оптимистов нашей поэзии. Хотя поводов для озлобления на существующий строй у него, как видим, хватало в избытке.

Но он выжил, вернулся и дальше писал стихи!

Интересно, что после каждого ареста и сидения в лагерях он, словно птица Феникс воскресал из пепла вновь, оказывался в центре читательских интересов и литературных дискуссий.

По моему мнению лучшими стихотворениями Ярослава Смелякова являются: «Хорошая девочка Лида», «Если я заболею…», «Любка»,  «Мальчишки», «Счастливый человек», «Моё поколение», «Вот опять ты мне вспомнилась, мама…», «Пейзаж», «Извинения перед Натали», «Я напишу тебе стихи такие…», «Давным – давно», «Майский вечер», «Сосед», «Рожденный в далекие годы», «Возвращенная родина»,  «Милые красавицы России»:

«…На носилках длинных под навесом/ умирали русские принцессы./ Возле, в государственной печали,/ тихо пулеметчики стояли./ Сняли вы бушлаты и шинели,/ старенькие туфельки надели./ Мы ещё оденем вас шелками,/ плечи вам согреем соболями./ Мы построим вам дворцы большие,/ милые красавицы России./ Мы о вас напишем сочиненья,/ полные любви и удивленья» (Я.Смеляков. Милые красавицы России).

Через такие впечатления трудно пройти мимо и остаться равнодушным. Берёт за сердце и ком подходит к горлу. Милые красавицы России!

Стихотворения о любви, написанные Ярославом Смеляковым, поражают до глубины души.

Стихотворение «Хорошая девочка Лида» очень трогательное, отличается проникновенным лиризмом, особой чистотой и искренностью. Любовь наполнила это стихотворение смыслом и теплом. Если бы не было любви, жизнь стала бы неинтересной, без радости и переживаний. Кто не слышал строк этого прекрасного стихотворения:

«…В оконном стекле отражаясь,/ по миру идет не спеша/ хорошая девочка Лида./ Да чем же/ она/ хороша?/ Спросите об этом мальчишку,/ что в доме напротив живёт./ Он с именем этим ложится/ и с именем этим встаёт./ Недаром на каменных плитах,/ где милый ботинок ступал,/ «хорошая девочка Лида»,-/ в отчаянье он написал… / Преграды влюбленному нету:/ смущенье и робость – враньё!/ На всех перекрестках планеты/ напишет он имя её» (Я.Смеляков. Хорошая девочка Лида).

Спасибо автору за возможность посидеть и почитать такие душевные стихи!

Читая стихотворение «Любка», отдыхаешь душой, чувствуя гармонию слов и мыслей. В нём звучит неподдельное и искреннее чувство любви. А как светлы и проникновенны эти строки:

«Посредине лета/ высыхают губы./ Отойдем в сторонку,/ сядем на диван./ Вспомним, погорюем,/ сядем, моя Любка,/ Сядем посмеёмся,/ Любка Фейгельман!…» (Я.Смеляков. Любка).

Это стихотворение прописано в поэтическом пантеоне навечно.

Поэзия и любовь – слова синонимы. Человек всегда остаётся человеком и в его сердце всегда находится место любви. Поэт преломляет в себе разнообразные жизненные явления, создает из них полную, целостную картину, близкую ему по идеалу.

«Я был, понятно, счастлив тоже,/ когда влюблялся и любил/ или у шумной молодежи/ своё признанье находил»  (Я.Смеляков. Счастливый человек).

Стихи милые, тёплые и немного наивные. Всё просто и гениально!

Его стихи о войне поражают своей эмоциональностью. В них говорится о том, как в горниле войны крепнет, обретая несокрушимую силу, священное чувство родной земли и победы над ненавистными захватчиками. Поэт называет Россию «седой матерью», которая проводила своих сыновей на войну и страдает от этого. В стихотворении «Судья» поэт рассказал о не сложившейся судьбе юного мальчика, убитого на войне.

Стихотворение «Если я заболею…» стало своеобразным реквиемом. Оно наполнено эпитетами и метафорами, что усиливает впечатление от его прочтения. Каждый раз, читая это стихотворение, я поражаюсь умению автора заглянуть в глубочайшие тайники человеческой души:

«Если я заболею,/ к врачам обращаться не стану,/обращаюсь к друзьям/ (не сочтите, что это в бреду):/ постелите мне степь,/ занавесьте мне окна туманом, / в изголовье поставьте/ ночную звезду…»(Я.Смеляков. Если я заболею…).

В последние годы жизни Я.Смелякова из печати вышел едва ли не лучший его сборник «День России».

«История не терпит суесловья,/ трудна её народная стезя./ Её страницы, залитые кровью,/ нельзя любить бездумною любовью/ и не любить без памяти нельзя» (Я.Смеляков. Надпись на «Истории России» С. Соловьева).

«И современники, и тени/ в тиши беседуют со мной./ Острее стало ощущенье/ шагов Истории самой…» (Я. Смеляков. История).

Есть у него стихи и на общественно – политические темы – как говорили в прежние времена, гражданского звучания:

«Нам время не даром даётся./ Мы трудно и гордо живём./ И слово трудом достаётся,/ и слава добыта трудом» (Я. Смеляков. Моё поколение).

«И мы, без ханжества и лести,/ за всё, чем дышим и живём,/ не по – раздельному, а вместе/ свою ответственность несём» (Я.Смеляков. Мальчишки).

В его произведениях есть зоркость и наблюдательность, умение детально описывать явления и события.

Автор находит красоту в повседневной жизни, умеет словом выразить неуловимые душевные движения.

На все стихотворения наложена оригинальная печать личности автора, его духа. В них – сама жизнь!

Умер Ярослав Васильевич Смеляков 27 ноября 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

«Внезапно кончив путь короткий/ (винить за это их нельзя),/ с земли уходят одногодки:/ полузнакомые, друзья./И я на грустной той дороге,/ судьбу предчувствуя свою,/ подписываю некрологи,/ у гроба красного стою…»(Я.Смоляков. Вы не исчезли).

«Когда умру, мои останки,/ с печалью сдержанной, без слёз,/ похорони на полустанке/ под сенью слабою берез…» (Я.Смоляков. Попытка завещания).