Трещев Евгений Иванович
Трещев Евгений Иванович – инженер, член Союза Писателей России. Действительный член Петровской Академии наук и искусств. Член щекинского ЛИТО «Приупские просторы» и Российского военно – исторического общества. Почетный работник общего образования РФ. Почетный работник газовой промышленности РФ. Почетный учитель. Почетный строитель. Ветеран газификации Тульской области. Ветеран труда. Награжден восемью медалями и «Знаком Ордена Доброты». Почетный гражданин Чернского района Тульской области. Автор 31 книги, в том числе первых в Тульской области муниципальных учебников «История родного края» для 7 и 8 классов, учебных пособий, биографических справочников «Щекино в лицах» и «Известные люди Щекинской земли». Имеет более трехсот публикаций в альманахах, журналах, коллективных сборниках, газетах. Главный редактор альманахов «Приупские просторы», «Солова», «Отчий край», «Дым Отечества», редактор книг «Щекино. Прошлое и настоящее», «Плавание сквозь годы», член редколлегии альманаха «У засечной полосы», газеты «Тульский литератор» (2015). Лауреат литературных премий им.Л.Н. Толстого , В.Г.Лаврика, общероссийской литературной премии «Левши» им.Н.С.Лескова, лауреат и дипломант многочисленных литературных конкурсов и фестивалей. Награжден специальной Грамотой 6-го Международного поэтического конкурса ПАНИ «Россия, перед именем твоим…» в номинации «За пейзажную лирику» (январь2020) и Дипломом 7-го международного поэтического конкурса «Россия, перед именем твоим…», посвященного 75 летию Великой Победы советского народа над немецко – фашистскими захватчиками (сентябрь 2020).
Василий Андреевич Жуковский – реформатор русской поэзии
На юго-западе Тульской области в 236 километрах от Москвы, находится город Белев – бывшая столица удельного княжества. Черты былых времен просматриваются и сейчас в облике города. Подъезжая к Белеву, мы издалека видим купола православных храмов и стены Спасо – Преображенского монастыря – одного из древнейших русских монастырей.
Кроме этого в Белевском районе имеются еще десятки исторических, литературных и других памятных мест, в том числе связанные с именем великого русского поэта В.А.Жуковского. «Жуковский,- этот литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии, по видимому, действовал как продолжатель дела Карамзина, как его сподвижник, тогда как в самом-то деле он создал свой период литературы, который не имел ничего общего с карамзинским… Жуковский внес романтический элемент в русскую поэзию: вот его великое дело, его великий подвиг…»,- отмечал В. Белинский.
Поэт и воспитатель будущего императора Александра II Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда, расположенном на берегу реки Вырка в пяти километрах от уездного центра. «Там небеса и воды ясны! / Там песни птичек сладкогласны! / Где б ни был я, но все с тобой душой», — писал поэт, вспоминая родные места.
Василий Андреевич был незаконнорожденным сыном белевского градоначальника и предводителя дворянства Белевского уезда Афанасия Ивановича Бунина и плененной турчанки Сальхи. Бунин уговорил своего приятеля Андрея Григорьевича Жуковского усыновить мальчика. Жена Афанасия Ивановича, потерявшая перед этим своего единственного сына, взяла новорожденного младенца в свою семью и окружила его нежной материнской заботливостью. Мишенское при отце поэта было богатым поместьем с садами, прудами, оранжереями и большим липовым парком. В центральной части усадьбы стоял большой двухэтажный деревянный дом.
Здесь поэт провел свои детские и юношеские годы, сюда неоднократно возвращался, став известным и влиятельным общественным деятелем.
В 1801 году Василий Жуковский закончил Благородный пансион при Московском университете. Первым его произведением, появившимся в печати, была прозаическая статья «Мысли у могилы», вторым – «Майское утро». Затем были напечатаны стихи: «Добродетель» и прозаические статьи: «Мир и война», «Жизнь и источник». В 1800 году он написал: «Стихи на новый год», «К Тибуллу» и несколько других произведений в стихах и прозе. Читая эти стихотворения, все время испытываешь ощущение чего – то самобытного, чего – то важного. В 1802 году была одобрена и опубликована в журнале «Вести Европы», переведенная Жуковским, элегия Грея «Сельское кладбище». Именно этот год Василий Андреевич считал годом своего литературного крещения.
В течение двух последующих лет он написал историческую повесть «Вадим Новгородский» и повесть «Марьина роща».
В 1806 году в «Вестнике Европы» была напечатана его «Песнь барда над гробом славян победителей», которая пользовалась большой популярностью у современников.
А в 1808-1809 годах Василий Андреевич редактировал журнал «Вестник Европы».
В 1812 году во время вторжения войск Наполеона в Россию Василий Андреевич в чине поручика вступил в ряды Московского ополчения и тогда же в лагере под Тарутиным написал, прославившее его, произведение «Певец во стане русских воинов», которое в тысячах списков сразу разошлось в армии и в России. Оно принесло ему несравненно большую известность, чем вся предшествующая его поэтическая деятельность.
В этом произведении поэт призывает отомстить вероломному врагу и защитить свою страну: « За гибель – гибель, брань за брань, / И казнь тебе, губитель… / Мы села –в пепел; грады – в прах; / В мечи – серпы и плуги… / Сразить иль пасть! Наш роковой / Обет пред Богом брани». Эта война стала началом конца империи Бонопарта.
За личное мужество, проявленное Жуковским под Бородино и под Красным, а также за элегию – оду «Певец во стане русских воинов» поэт был награжден орденом св. Анны 2 степени.
А в 1816 году Жуковский становится автором первого официального гимна России: «Боже! Царя храни! / Славному долги дни / Дай на земли! / Гордых смирителю, / Слабых хранителю, / Всех утешителю / Все ниспошли! / Перводержавную / Русь православную / Боже, храни!…»
Из -под его пера вышло множество песен, романсов, баллад, посланий и элегий. Особенно значительны среди них песни и романсы , написанные композиторами: М.Глинкой («Утешение», «Бедный певец», «Голос с того света», «Победитель»), А.Алябьевым («Песнь бедняка»), А. Даргомыжским («К востоку, все к востоку», «Счастлив, кто от хлада лет…», «Изменой слуга паладина убил…»), А.Аренским («Лесной царь», «Кубок», «Старый рыцарь»), А.Глазуновым («Любовь»), А.Рубинштейном («Листок», «Ночь», «Сон», «Весеннее чувство»), А.Танеевым («Устал я…») и др. Любое из этих стихотворений – это торжество светлых и благородных человеческих чувств.
В стихах ощущается стремление передать оттенки не только внутреннего мира человека, но и окружающую его природу: «Едва, едва при них от сосен и дубов / Ложатся на траву сомнительные тени; /Едва трепещет блеск на зелени лугов, / Едва сквозь зыбкие, решетчатые сени / Прозрачным сумраком наполненных лугов…» (поэма «Государыне императрице Марии Федоровне…»).
Лирическая тема раскрывается Василием Андреевичем в стихотворениях: «Певец», «Таинственный посетитель», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Утешения», «Алина и Альсим», «Светлана», «Когда я был любим», «Кольцо души девицы», «Мечты», «Море», «Вечер» и др.
В балладе «Светлана» чувствуется реальный национальный колорит, что сделало это произведение едва ли не самым знаменитым. Героиня баллады Светлана стала самым ярким поэтическим образом русской девушки того времени: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали, / Снег пололи; под окном / Слушали; кормили / Счетным курицу зерном; / Ярый воск топили…» (баллада «Светлана»).
Расцвету лирического творчеству Жуковского сопутствовали глубокие личные переживания поэта, вызванные любовью к Маше Протасовой и ее ранняя смерть: «Но сладкое счастье не дважды цветет. / Пускай же драгое в слезах оживет, / Любовь, ты погибла, ты, радость, умчалась; / Одна о минувшем тоска мне осталась» («Тоска по милом»).
Долгое время в лирике поэта господствовала тема глубокой и неразделенной любви. Многие баллады и стихотворения хранят следы этого чувства. Жуковский скорбит о потере любимой, о несовершенстве мира. Но при этом он убежден, что счастье возможно и в загробной жизни. Он считает, что в любви душа «вкушает сладость рая, земное отвергая, небесного полна».
«Для дружбы все, что в мире есть, любви весь пламень страсти», — писал поэт. Дружба провозглашается им «живым небесным чувством». Этой теме посвящено эссе «О дружбе и друзьях» и стихотворения «Дружба», «Друзья! Прости – словцо святое», «Я пробегал страны России» и др. Поэт говорит о дружбе как о высшей ценности, не оскверненной обманом, предательством и подлостью. Он убежден в бесконечности дружеских отношений, которые не прервет даже смерть, в верности и преданности друзей.
В элегии «Вечер» автор передает настроение, каким охвачена его душа: она «светлая» и «тихая», наполнена «гармонией» и «сверканием»: «Сижу задумавшись; в душе моей мечты; / К протекшим временам лечу воспоминаньем… / О дней моих весна, как быстро скрылась ты, / С твоим блаженством и страданьем!…»
Чувствуется умиротворенность, сладость гармонии, эмоциональное восприятие и переживание природы: «Как слит с прохладою растений фимиам! / Как сладко в тишине у брега струй плесканье! / Как тихо веянье зефира по водам! / И гибкой ивы трепетанье!»
Творчество поэта проникнуто религиозным мистицизмом, смутными стремлениями в сверхчувственную область, полную чудес и неразгаданных тайн.
Слова «Бог», «смерть», и «жизнь» не сходят у него с языка. За внешним невидимым миром поэт прозревает «святые таинства». Чувство божественного и беспредельного наполняет его сердце. Для него на первом месте стоит внутренний мир человека, его душа.
Религиозные взгляды, которых он придерживался на протяжении всей своей жизни, определили и его общественно – политические действия и идеи. Он был твердо убежден, что сила России в вере в Бога и самодержавии.
Василий Андреевич писал: «Поэт должен усиливать воображение не со вредом рассудку… он должен живописать любовь… Стихотворец никогда не должен перестать быть человеком, почитателем Бога, членом общества и сыном отечества…»
Его поэзия полна меланхолических мечтаний, романтических переживаний. Он часто грустит, сокрушаясь о скоротечности и бренности земного бытия: « Прошли, прошли вы, дни очарованья! / Подобных вам уж сердцу не нажить! /Ваш след в одной тоске воспоминанья! / Ах, лучше б вас совсем мне позабыть! / К вам часто мчит привычное желанье — / И слез любви нет сил остановить! / Несчастие – об вас воспоминанье! / Не более несчастье – вас забыть! …» («Воспоминание»).
Поэзия Жуковского как по внутреннему содержанию, так и по форме, движение вперед. Он вывел русскую поэзию на совершенно новый путь, внес в нее мелодичность звучания в сравнении с поэзией предшествующего периода. Он освободил поэтический язык от многих архаических форм, способствовал большей красоте и простоте языка. Значение творчества В.А.Жуковского для русской литературы огромно. По словам Белинского «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Он является основоположником романтизма в России. В его стихах раскрывается внутренний мир человека. А в своих переводах он познакомил нашу страну с лучшими образцами мировой поэзии.
«Я – родитель на Руси немецкого романтизма и поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских…»,- говорил Жуковский.
Переводы и заимствования из немецких и английских поэтов стало венцом, как считал Белинский, его поэтической деятельности.
Счастливая гармония между поэтом и его современниками придавала литературной деятельности Василия Андреевича крупное общественное значение.
Умер Василий Андреевич Жуковский 12 (24) апреля 1852 года в Баден – Бадене (Германия), похоронен на Тихвинском кладбище Александро — Невской Лавры в Санкт – Петербурге.
Имена писателей и поэтов остаются в памяти народной гораздо дольше, чем людей других профессий. Забываются фамилии политиков, руководителей, когда-то решающих судьбы сотен и тысяч людей. А писатель еще живет в своих произведениях, пока их читают люди.
Со смертью таких людей, как Жуковский, не все пропадает и погибает: они оставляют после себя поэтическое наследие – бессмертное и нетленное.
И это наследие оригинального поэта – романтика оказалось востребовано всей последующей русской литературой и культурой.
А.М.Горький писал: «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа. В этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников». Одним из которых несомненно был Василий Андреевич Жуковский.
Прошлое тысячами невидимых нитей связано с настоящим. Оно несет в себе бесценный опыт прошедших поколений. Осваивая и систематизируя его, общество движется в будущее. Главное сегодня – сохранить и передать потомкам память о наших великих предках.
В июле 2018 года в селе Мишенское Белевского района состоялось открытие Дома культуры «Жуковский – Центр», восстановленного буквально из руин на месте бывшей усадьбы. Сегодня это единственное в России мемориальное место, связанное с наследием В.А. Жуковского.