Первый рассказ Валерия Маслова

45 лет назад в литературном сборнике «На земле Яснополянской»  был напечатан  первый рассказ Валерия Маслова «Там же, на  нашем пруду». Сборник был посвящен 150-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. Его, тиражом 15 тысяч экземпляров, выпустило Приокское книжное издательство. Насколько высокие требования при этом предъявлялись к авторам сборника, говорит тот факт, что составителем являлся Сергей Галкин, а редактором Валерий Ходулин. Наталья Парыгина в своем предисловии написала, что «Среди авторов сборника вместе с известными тульскими писателями выступают молодые, у которых пока своих книг. Внимание читателя привлекут повесть Валерия Маслова… и других литераторов».

Вот что по этому поводу написала член Союза писателей России, лауреат премии «Ясная Поляна», участник «Школы литературной критики имени В.Я. Курбатова в «Ясной Поляне», Владислава Васильева:

«Первый опубликованный рассказ будущего члена Союза писателей СССР и России, заслуженного работника культуры РФ, автора 40 художественных книг, изданных в России и за рубежом тиражом более миллиона экземпляров и переведённых на иностранные языки, Валерия Маслова «Там же, на нашем пруду», представляет собой, казалось бы, типичный образец соцреализма в литературе, так называемую «деревенскую прозу».  Можно было бы сказать, что эта книга о деревне, но разве только об этом? Это рассказ о становлении личности, о разнице между жаждой власти и государственным мышлением, о долге, о желании молодого человека приносить пользу людям, о трудности начала профессионального пути…

Из языковых особенностей рассказа – начинающему автору удалось избежать двух главных опасностей, подстерегающих молодых писателей, в рассказе нет ни чересчур длинных описаний природы, ни речевых шаблонов. Наоборот, сохраняя сдержанность стиля, автор, тем не менее, дарит читателю ощущение «обжигающей свежести», первозданности сказанного…

Метафорический образ пути является одной из главных литературных удач автора в рассказе. Путь – тропинка, дорога, широкая аллея – является полноправным героем.

Что касается любовной линии в рассказе, то она, так или иначе, повторяется потом в последующих произведениях писателя. Есть герой, трогательно сомневающийся, является ли он привлекательным для возлюбленной и потому ожидающий от нее первого шага или, хотя бы, знака взаимности. И есть две героини, безгрешная и греховная, как Ева и Лилит.  В рассказе «Там же, на нашем пруду» это активистка-комсомолка Вера и выпивающая бригадирша Зоя, разведенка, разумеется. Вера молча влюблена в главного героя Александра Яковлевича, Сашу, а Зоя мечтает о ресурсном муже из числа городского начальства и о должности агронома…

В целом получился рассказ сложный, структурой и динамикой напоминающий пьесу. Виден будущий автор – его уже на старте писательской карьеры интересует нечто большее, чем любовные перипетии или проблема пьянства в деревне».