АВТОР «ЛЕГЕНД О МАСТЕРЕ ТЫЧКЕ»

     1 декабря 2021 года – 100 лет со дня рождения известного тульского писателя, Почетного гражданина города Тулы Ивана Федоровича Панькина.

С Иваном Фёдоровичем Панькиным, автором знаменитых «Легенд о мастере Тычке», я вместе состоял в тульском писательском цехе. Для меня, тогда еще молодого литератора, он представлялся могучим корифеем русской литературы. И это действительно было так.

У него была трудная житейская и литературная судьба. Ра­ботал юнгой, в цирке, служил матросом. Прошел всю Великую Отечественную войну, был ранен, стал инвалидом. Награждён орденами «Отечественной войны» первой степени, «Красной звезды», боевыми медалями.

Однако главной его страстью было писать книги. Сочинял их он тяжело и медленно, но к концу жизни книг набралось немало – целых двадцать пять. Широкую известность он получил, когда вышла его главная книга под на­званием «Тайны старого колчана или Легенды о мастере Тычке». По мотивам исторических документов он создал своего знаменитого и необычайно колоритного литературного героя Тычку — своеобразный прообраз тульского Левши.

Самые яркие впечатления об этом талантливом литераторе, тульском самородке, у меня сложились непосредственно от встреч с ним в писательской среде. Помню, как-то зашел он ко мне в Дом творчества на улице Каминского, где находилась Тульская писательская организация. Мы выпили чая, а потом он долго рассказывал, как работал над образом своего Тычки:

— В Туле я садился в трамвай и ездил по всему городу. В это время я внимательно прислушивался к разговорам людей, особенно, когда туляки возвращались из знаменитых оружейного, машиностроительного, патронного и других оборонных заводов. Вот тогда я и уловил в их разгово­рах такие меткие словечки и фразы, которые характерны для трудового люда. Там, в трамвае, я и услышал имя будущего героя своей книги о туляках — мастер Тычка.

Скажем сразу: Панькин — это единичное, знаковое явление в нашей писательской среде. Сочетание природного таланта и сиротского дет­ства, в котором он накопил жизненный опыт, с национальными этническими чертами мордвина дали тот сплав, из которого рождались произведения нашего самородка.

Впрочем, когда говорили, что Панькин — мордвин, он возражал. «Я эрзя, — детализировал Иван Федорович разновидность своей национальности. — Это особый народ: крепкий, талантливый, самобытный».

Эрзя Иван Фе­дорович Панькин стал развивать редкостный, особый сказовый жанр. В результате появились сказки и легенды Таласской до­лины («Серебряный голос»), «Легенды о матерях», матросские легенды и сказы «След на море». Но главным достижением этого писателя я считаю создание легенд и сказов о тульских масте­рах. Герой его «Легенд о мастере Тычке», наряду с лесковским Левшой, стал литературным героем Тулы, одним из главных брендов оружейной столицы России.

К своей творческой работе прозаик подходил тщательно, профессионально и ответственно. Треть жизни отдал И.Ф. Панькин «Легендам о мастере Тычке» — книге сравнительно небольшого объема, как он сам обозначал свои произведения —  «рассказы меньше ладошки».

Он до последних дней не оставлял творческую работу. Например, роман «Свеча на ветру», основу которого составила повесть «Начало одной жизни», Иван Федорович значительно расширил и литературно обогатил. Продолжал писать цикл «Легенд о матерях», создал «Легенды о русском солдате».

Еще при жизни Иван Федорович Панькин был замечен самыми известными писателями страны. Например, Виктор Астафьев в своем «Зрячем посохе» поставил автора «Тычки» рядом с автором «Левши» Николаем Лесковым.  И не случайно подчеркнул: «Тычка» во всех отношениях не уступает «Левше». Кроме всего, Тычка — наш современник». О творчестве Ивана Панькина высоко отзывались и такие признанные писатели, как Евгений Носов и Борис Можаев.

Как известно, по-настоящему творчество писателя может быть оценено только после смерти. Как очень метко написал Сергей Есенин в стихотворении «Письмо к женщине»: «лицом к лицу — лица не увидать». Но, теперь, когда прошло 100 лет со дня рождения И.Ф. Панькина, стало понятно, что этот тульский прозаик достойно вошёл в когорту талантливых прозаиков. После его смерти, например, ко мне неоднократно обращались московские и другие издатели, чтобы я помог найти правообладателей книг этого автора с целью их переиздания.

Да и память о себе он оставил добрую и долгую. Например, сорок лет работала в Тульской писательской организации секретарем и бухгалтером Надежда Васильевна Коропова. Много десятков писателей прошло рядом с ней за эти годы. Но она до сих пор выделяет именно Панькина. Он был строг, говорил правду, критиковал, но всегда оставался порядочным, честным, заботливым человеком. Именно он помог женщине в тяжелую минуту, и она об этом помнит всю жизнь.

А жизнь у будущего писателя складывалась очень трудно. Когда у него умерла мать, он оказался никому не нужен. Мамы ему не смогли заменить ни первая, ни вторая мачеха. У племени эрзя с язычества детям запрещается плакать на людях. И обиды, которые накапливалось в душе мальчика, однажды вылились в твердое решение. Он пришёл на вокзал и спрятался под вагоном поезда, который повёз его в далёкий среднеазиатский город, где жила родня поезд. Разбивая колени о железо вагона, он уезжал, чтобы больше никогда сюда не вернуться.

Скитания и странствия по стране привели Ивана сначала в цирковую труппу, затем в торговый флот. Работал юнгой, матросом, воевал, был ранен, много раз попадал в госпитали.

Там юноша много читал, а, после выздоровления, поступил в Новосибирское литературное объединение. Учеба в Литературном институте в Москве окончательно сделала из него писателя. Потом Иван Федорович с уважением вспоминал много сделавшего для него во время занятий писателя Бориса Бедного. Повезло Ивану Федоровичу также с друзьями, молодыми В. Астафьевым, Е. Носовым, Б. Можаевым, С. Викуловым.

Но впереди была неизвестность, поиски себя, которые проходили мучительно. Судьба привела его в город оружейников и мастеров, чтобы здесь встретиться со своим главным литературным героем, языкастым мастером Тычкой, чей художественный образ станет одним из символов Тулы. К счастливой встрече с ним автор шел через «Сказки Та­ласской долины», «Матросские сказки», «Цирковые рассказы», «Легенды о матерях» и многое другое, также талантливое, но не ставшее его главным произведением в жизни.

Творчество — это, прежде всего, тяжелый труд, помноженный на талант. Эту банальную истину Иван Панькин познал на себе. Он всегда критично оценивал себя и свое творчество, но и к коллегам по писательскому цеху подходил с подобным мерилом.

«Стимул творчества — собственное несовершен­ство, — говорил мэтр слова. — Детский писатель? Нет детских писателей, как и детской литературы. Есть литература для детей. В силовое поле таланта притягиваются и взрослые, и дети. Классики советской детской литературы увели ее от истории, народности, фольклора, ее истоков — сказки. Все эти Мойдодыры, Мистеры-Твистеры, Крокодилы, Незнайки принесли детям больше вреда, чем поль­зы. На старых писателей не надо тратить пороха похвал. Пусть перепадает больше молодым. Выразительности, краткости надо учиться у эпитафий на  надгробных камнях. Пустословие на камне не выбивается. Я много работал в изд­ательстве, учил писать других, не умея этого сам. Но, правда, уже тогда понимал, что шергинские «Сказки о Шише» — это золото высочайшей пробы. Порок всех пороков — жадность души и тела. Культ личности? Я не пострадал от него. Для этого был слишком незначительной личностью. Даже в компартию не вступил, считая себя недо­стойным. Наивен был, как пуп…»

Прочитав «Легенды о мастере Тычке», я твёрдо убедился, что это произведение — алмазная грань в творчестве автора, что И.Ф. Панькин и его главный труд пока не оценены нами по достоинству. Что, без сомнения, Иван Панькин, как сказовый писатель, внёс свою значительную лепту в развитие этого жанра. Ведь, мастер Тычка не только близок к сказочным народным героям, но и является их олицетворением. Тычка выражает мечту народа о счастье, связанным с любимым делом. Одухотворенность, возвышенное отношение туляков-оружейников к труду, определяет вечную современность легенд о мастере Тычке. Не только истоки в родословной тульского металла и тульских ремёсел, но и  неумирающие традиции, воплощенные в современных достижениях туляков, создающих лучшее в мире оружие, яркое тому подтверждение.

Губернатор Тульской области А.Г. Дюмин тонко уловил эту особенность тружеников города-героя Тулы, заявив всему миру: «Хотите понять Россию, начните с Тулы!»

И сказочник Панькин понял это, создав легенду-сказ о городе оружейников и его герое Тычке, который написал в лаконичной, народной, пересыпанной каламбурами, прибаутками и пословицами, книге. Поэтому, все разговоры о его подражательстве лесковскому «Левше», сразу становятся несостоятельными.

Не таков герой Левша у Николая Лескова в сказе о тульском косом мастере и о стальной блохе. Для его характеристики Н.С. Лесков выбрал гротеск, сатирическую окраску исторического фона, использо­вал лексику чиновного слога:

«Приезжают в пребольшое здание, — писал Ле­сков, — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные агромадные бюстры, и посредине под валдахином стоит Абалон Полведерский…»

У Ивана Панькина стиль мягче и спокойнее. Однако, при всей своей художественной разнице, есть главное, что объединяет героев двух произведений: Левша и Тычка — это собирательный образ единого духа, образ созидателей, больших мастеров.  Важно, что в обоих произведениях, прославляющих  тульского мастера-оружейника, создан образ истинного русского патриота.

Существует литературное мнение, что Тычка, по легендам, учитель Левши. На тульском материале, её истории созданы многие знаковые произведения, такие как «Задонщина», «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Ивановича», многочисленные былины и песни. На тульском материале создавал Н. Лесков и свой «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

В этом плане известный тульский краевед В. Ашурков в работе «Оружейного дела надзиратель» («Жизнь и деятельность тульского механика Алексея Сурнина») свёл воедино факты жизни литературного героя и реального человека — тульского оружейника А.М. Сурнина, которого Екатерина II своим указом назначила главным механиком Тульского императорского оружейного завода.

Так что, собирательные образы и Левши, и Тычки основаны на изображении реальных туляков-оружейников. Памятник тульскому Левше был открыт в Туле 28 мая 2009 года на набережной Упы, напротив оружейного завода. Он выполнен из бронзы по проекту скульптора Бронислава Ивановича Кривохина. Легендарный мастер Левша изображен автором в рабочей одежде тульского мастера-оружейника, с волосами, подвязанными тесьмой. Мастер, удерживая в левой руке кузнечный молот, рассматривает только что подкованную им блоху.

Скульптура установлена на двухметровом шестигранном постаменте, облицованном красным мрамором. На гранях нижней части постамента — цитаты из произведений русских писателей, в том числе Н.С. Лескова, отражающих трудовую доблесть туляков. Но, что важно отметить: недалеко от памятника Левше установлен гранитный камень, на котором высечены слова тульского оружейника из «Легенд о мастере Тычке», написанных Иваном Федоровичем Панькиным. Так, Тула еще раз подтвердила, что ценит и помнит своего талантливого земляка-писателя.

«У Тычки учился мужичок-чудачок с косинкой-хитринкой на левый глаз, — написал в своём произведении И. Панькин. — Он и молоток держал в левой руке. На заводе его так и прозвали Левшой».

Как настоящий патриот Тулы, Иван Панькин выделил слова: «После Петра, какие бы цари ни садились на российский престол, каждый из них прежде всего старался Тычку запрятать в Сибирь. По три­ста Тычек ссылали туда, но только настоящий всегда оставался в Туле».

Тульский Тычка прямодушен, честен и скромен. Его велико­лепный, искромётный язык, который подслушивал Иван Федорович в трамваях, на заводах, на улицах города оружейников, и сейчас звучит в городе-герое Туле. Такие герои, как Тычка, могут по­бедить любого врага. Именно эти туляки ни разу не позволили врагу ступить на землю города оружейников.

29 октября 2021 года – официальная дата начала героической обороны Тулы, 80-летний юбилей которой туляки отмечают в эти дни. И очень важно, что книга И.Ф. Панькина учит подрастающее поколение, как надо сражаться с врагом и любить свою малую Родину:

«Много раз мастера Тычку заставляли прощаться с жизнью. Во время второй мировой войны, когда фашисты схватили его на окраине Тулы, спросили:

« — Кто ты?

— Оружейник, — ответил мастер Тычка.

— Становись тогда к стене!

— А руки? — спросил он.

— Что руки?

— Руки-то останутся живыми.

— Как живыми?

— Я их передал своим ученикам».

Вот так наш тульский Тычка доказал умение мастеров-оружейников нести сквозь века свой талант, передавать его ученикам, чтобы во все Тула была и оставалась городом со славными оружейными традициями.

Литературный герой «Легенд» Тычка навсегда стал одним из символов Тулы. Благодарные туляки будут всегда помнить имя писателя Ивана Федоровича Панькина. Тула, ставшая для него родной, наградила И. Панькина званием «Почетного гражданина города-героя Тулы», его «Легенды о матерях» были включены в список обязательного внеклассного чтения, а после смерти писателя на доме в Туле, где он жил, появилась мемориальная доска.

В рамках подготовки к празднованию 100-летия со дня рождения писателя в Туле был организован конкурс читательских рекомендаций «Возьми и читай», который провела Тульская областная детская библиотека. Участникам конкурса предлагалось вспомнить книги Ивана Панькина, рассказать о своих любимых героях и сюжетах в них, снять видеоролик. Так что, автор жанра народных сказов и истории тульского оружейного промысла Иван Федорович Панькин и в двадцать первом веке продолжает рассказывать подрастающему поколению о героях славного города Тулы!

Валерий Маслов, заместитель председателя Тульского отделения Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, член Общественного совета ТО