Евгений Трещев: Приглашение к дискуссии

«Чтобы избежать критики, ничего не делай,

            ничего не говори и будь никем»

Эльберт Хаббард

12 июля 2022 года на сайте ТРО СПР я разместил статью «Не могу больше молчать. Достали!», в которой проанализировал три записи бесед тульских писателей в радиостанции «Тула» с журналистом Виктором Васильевичем Щегловым «О писателях и писательском труде».

25 октября 2022 года господин Щеглов пригласил в студию «большого поэта и творца», как он заявил, Александра Карташова.

Кто это такой никто из моих знакомых писателей не припомнил.

Но поверим на слово ведущему. Правда, как выяснилось в ходе беседы, он тоже не видел ни одной книги Александра Карташова.

Господин Карташов работает в театре, но критикует общественную организацию, которая к нему никакого отношения не имеет. За что и почему? Мы же не влезаем в его театральную деятельность.

Если судить о его творчестве по единственному прочитанному в процессе передачи стихотворению «Надоело все. Надоело» поэт он слабенький.

Вторая половина выступления Александра Карташова – самореклама, бьющая через край. И зависть. Вспоминается русская пословица: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Эмоции не позволяют критику трезво взглянуть на ситуацию и оценить её. Возникает ощущение «королевства кривых зеркал».

Некоторые люди воспринимают сегодняшний Союз писателей России через призму Союза писателей СССР. А это абсолютно не корректно.

Иногда мы слышим необъективные, негативные и зачастую некомпетентные высказывания по поводу современной литературы. Вот некоторые из них:

— «Хлынул новый поток графоманов».

— «Союзы сегодня не актуальны».

— «Современная литература имеет очень низкий художественный уровень».

— «Литературы у нас сегодня нет» и т.д.

Подобные высказывания  являются следствием непонимания происходящих процессов.

В системе СП СССР имелись издательства, литературные фонды, дома творчества, издавались литературные журналы, газеты, альманахи, организовывались творческие командировки, семинары и т.д. Союз защищал экономические и правовые интересы своих членов. Сейчас ничего подобного нет.

Многие, наверное, не знают, что Союз писателей России после распада СССР превратился в общественную организацию. Своеобразный клуб по интересам. Здесь нет чиновников. Никто не получает зарплату от государства. Нет льгот. Все основано на добровольной основе и энтузиазме участников. Встретились, пообщались, обсудили какие-то вопросы – и на душе как-то стало теплее и светлее. Само общение с единомышленниками многого стоит. В абсолютном большинстве это очень интересные и толковые люди.

Продвижение качественной литературы сегодня препятствует отсутствие единой государственной просветительской политики в этом вопросе.

При современном статусе Союза писателей России, как общественной организации, не имеющей серьезной финансовой и административной поддержки, постоянного доступа к средствам массовой информации, изменить что-то в сложившейся ситуации практически невозможно.

Фактически со всех сторон блокада и обещания прекрасного будущего.

Для многих литература – это то, что вокруг нее (премии, обвинения и оскорбления).

Мы как – то отвыкли от того, что литература – это результат работы писателей.

Есть у нас и талантливые стихи, и добротная проза, но это не востребовано.

Существует системный кризис читательской культуры. Сегодня страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. В результате этого снижается культурная компетентность граждан, от которой во многом зависит экономика, конкурентоспособность страны, политика и национальная безопасность.

Иной раз хочется поговорить о прозе, о стихах, о публицистике, но не получается, просто потому, что это мало кого серьезно интересует. Ну, неинтересно это людям.

По поводу того для кого писатель пишет: для себя или для читателя?

В этом вопросе каждый выбирает сам. Все зависит от цели.

Пушкин говорил, что «произведение искусства должно судить по тем законам, который создатель его сам признает над собой».

Думаю, что творить надо свободно, не задумываясь о том, какой получится практический результат. Только поставив последнюю точку, можно начать поиски читателя.

Стивен Кинг писал: «Правда у каждого своя. Но если мы говорим о литературе, писатель обязан искать правду только в своем сердце. Это далеко не всегда будет правдой читателя или критика, но пока писатель излагает свою правду, не раболепствует и не заискивает перед модой, с ним все в порядке».

Писать надо так, как душе хочется, а не подстраиваться под читателя. Не хочет, пусть не читает! Это мое личное мнение.

«Книги – это зеркала: если туда заглядывает дурак, нельзя ожидать, что оттуда выглянет гений» (Джоан Роулинг).

Меня очень интересует вопрос:  как понимать, что в нашей области в газетах запрещено печатать «Литературные странички»? Десятки лет печатали, а последние лет пятнадцать указали писателям на дверь.

 С 24 февраля 2022 года проводится «Специальная военная  операция на Украине», а писателям до сего времени не выделили в газетах площадку для размещения своих материалов, посвященных этой теме.

Печатаемся на сайте своей организации, а также на сайте Алешина в «Одноклассниках» и «В контакте».

В настоящее время в области из печати,  в основном за счет  авторов и редких спонсоров, печатаются книги,  выходят литературные и краеведческие альманахи в Туле («На крыльях Пегаса», «Ковчег»), Новомосковске («НЛО»), Щекино («Дым Отечества», «Отчий край»), Алексине («АЛЛО»), Плавске, в издании которых активное участие принимают члены Союза писателей.

Действует Тульская региональная общественная организация «Школа литераторов имени писателя Виктора Пахомова «Пегас», возглавляемая членом Союза писателей РФ М.С. Дубинским. Периодически выходит из печати альманах «На крыльях Пегаса», главным редактором которого является Эдуард Павлович Георгиевский. Здесь уже сформировался постоянный авторский коллектив, в который входит более пятидесяти литераторов.

Литературные объединения в Новомосковске и Богородицке возглавляет Член нашего Союза В.В. Киреев. Здесь выпускается альманах «НЛО».

Литературным объединением «Светозарник» в Плавске руководит И.В. Пархоменко.

В Щекино в литературное объединение «Приупские просторы» входят члены Союза писателей РФ:  Трещев Г.Н., Маркин Г.Н., Кулешов В.В.

Владимир Григорьевич Сапожников — организатор Тульских областных слетов молодых литераторов.

Председатель ТРО СПР Жуков Николай Алексеевич создал в интернете сайт для Тульских писателей.

В период пандемии (в условиях самоизоляции) Правлением ТРО СПР были проведены литературные конкурсы «Тульская область – моя малая Родина» и «Год памяти и славы» в трех номинациях (2020 г.).

Кроме того писатели принимали участие в проведении акций: «Солдат для Отечества превыше всего», «Без срока давности», «Эстафета поколений», «Поделись своими знаниями. Новые горизонты», «Слово правды на марше Победы», в «Международных Вересаевских литературно – краеведческих чтениях», во « Всероссийской научно- практической конференции «Провинция в контексте истории и литературы», в проекте «Лето во дворах».

В июне 2022 года тульские писатели приняли участие в литературном празднике, посвященном «Дню русского языка» и дню рождения А.С.Пушкина (выступали: Н. Жуков, В. Маслов, И. Агибалова, Е. Баранова, В. Виноградов).

Елизавета Баранова в июне 2022 года приняла участие в поэтическом флешмобе «Светоносная моя Русь», где читала стихи, посвященные Отчизне.

С   2006  года  в Туле издавался журнал «Приокские зори», возглавляемый Алексеем Афанасьевичем Яшиным, главным редактором и членом Союза писателей России. В редакцию журнала входят также наши коллеги: Жуков Н.А., Г.Н.Маркин, Н.А.Макаров, О.В.Пантюхин, В.Г.Сапожников, А.А. Хадарцев.

Члены ТРО СПР активно участвуют в фестивалях, конкурсах и добиваются в них победы. Так, В.Г. Сапожников награжден Дипломом Российской Академии Естествознания за книгу «Последний бой» (2022 г.) и золотой медалью по итогам «Международной книжной выставки в Барселоне за книгу «Настроение: музыкально – поэтический альбом» (2020 г.).

В.В. Киреев награжден Дипломом за участие в фестивале – конкурсе «Берега дружбы» в номинации «Наследники великой Победы» (2022 г.).

В.Н. Савостьянов – лауреат Всероссийской премии имени Гумилева (2022 г.) и победитель конкурса «Свет обители» на фестивале «Словенское поле – 2020».

Е.И. Трещев награжден Дипломами Петровской Академии наук и искусств (Московское отделение) за участие в Международных поэтических конкурсах «Россия перед именем твоим…» (2020, 2021 г.г.).

О.В. Пономарев – лауреат литературной премии «Писатель года» за 2020 год.

Н.А. Жуков награжден Почетной Грамотой Губернатора Тульской области (2021 г.).

А.А. Яшин и Г.Н. Маркин награждены Всероссийской литературной премией «Белуха» имени Гребенщикова.

Н.А. Макаров награжден Почетным Знаком администрации города Тулы «За заслуги перед городом» 1-й степени и Дипломом виртуального книжного фестиваля «Тульский библиогид».

В.Г. Ходулин, Е.И. Трещев и Г.Н. Маркин награждены памятными медалями «Профессор В.Н. Ашурков. Подвижник просветительства» (2021 г.) и т. д.

Сегодня нас обвиняют в том, что в Тульском Региональном Отделении СПР состоит на учете 47 писателей. Много! Но кто и как это определяет? Сколько нужно?

Решил посмотреть, а как обстоит это дело в других региональных организациях: в Самаре – 78, Ростове – 60, в Нижнем Новгороде – 56, в Курске – 53, в Кемерово- 72, в Воронеже – 63 и т.д.

Получается, что у нас по сравнению с другими регионами, писателей не так уж и много. Тогда о чем шум?

А просто очень многих пишущих людей снедает зависть. Зависть ко всем, кто имеет членство в нашем Союзе, но не имеет завистливый индивид.

При этом, предъявляя необоснованные требования к Союзу писателей, многими нашими критиками движет обида, что их когда – то по разным причинам в этот союз не приняли.

Ревность и зависть к чужому успеху – издержки творческих профессий. Голос зависти заглушить трудно, так как она порождается чувством собственной ущербности. «Нарциссизм (нарцизм) – свойство характера, заключенное в чрезмерной самовлюбленности и завышенной самооценке, абсолютно не соответствующие действительности… В психологии и психиатрии чрезмерный нарциссизм рассматривают как серьезную личную дисфункцию или расстройство личности». Эти люди эгоистичны, тщеславны, обладают высоким самомнением и самовлюбленностью.

«Даже просто склонность видеть людей в негативном свете напрямую связана с большой вероятностью депрессии и других личностных расстройств» (Дастин Вуд. Журнал о личной и социальной психологии).

Нельзя не коснуться вопроса информирования об издаваемых в области книгах. Она практически отсутствует.

Считаю, что для начала нужно обеспечить рекламу книги, без которой писателю легко потеряться – никто просто не узнает ни о книге, ни о ее авторе.

Известны примеры, когда знаменитые писатели обивали пороги издательств годами! А потом получали заслуженную славу.

Информация о книге дает шанс на читательский интерес, но, конечно, она его не гарантирует.

Бернард Шоу когда-то сказал: «Вам никогда не сочинить хорошей книги, не написав прежде несколько плохих».

До ухода на пенсию я работал руководителем предприятия. И из своего опыта я знаю, что для создания успешной организации необходимо иметь проект (план) организации этого производства, заказ, знающих специалистов, материальную базу и обеспечение, нужно организовать производство, обеспечив контроль и рекламу, а также  обеспечить реализацию продукции.  По итогам работы коллектив должен получить вознаграждение за свой труд.

И чтобы  организовать достойный литературный процесс в нашей стране необходимо обеспечить работу аналогичной  цепочки. Чего, к сожалению, даже не просматривается в ближайшее время. Есть писатели, а организации литературного процесса нет: нет идеологии, заказа от государства, материального обеспечения и т.д. Допуск к средствам массовой информации закрыт. Результат такого подхода виден на книжных полках и экранах наших телевизоров: сплошные сериалы про бандитов, проституток и боевики.

Стендаль утверждал, что «ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации».

И чего же, господа, вы ждете в такой ситуации от писателей?

Вот, создали ассоциацию из четырех писательских организаций. А для чего? Все же осталось без изменений. Зато пошумели на всю страну,  а чиновники отчитались о проделанной работе.

Из писателей хотят сделать «рабов на плантации». Они работают, издают за свой счет  книги, а вы их критикуете (наказываете «кнутом»). Единственное желание в таком случае будет убежать с этой «плантации».

Мне кажется, что кому-то хочется запустить механизм дальнейшего разрушения нашей писательской организации. А мы за последние три десятилетия и так уже очень многое потеряли.

Одно более-менее успокаивает, что ни «плантаторов», «ни надсмотрщиков» нормальных нет, а одна видимость: то – «Роспечать», то – «Минцифры».

Кстати, «Минцифры» утверждено Положение об экспертном Совете «по литературной деятельности». И ведомство ждет предложений от членов Совета по созданию экономических моделей «для издания и продвижения произведений». На первом месте стоит задача получения прибыли, а не создания нормального литературного процесса. Совет создали, но при этом Ассоциация Союзов писателей оказалась где-то в стороне от этого процесса. А зачем они нужны «Минцифре», если литература теперь определена «способом массовой коммуникации». Механизм задан…

Издатели в погоне за прибылью под видом литературы забивают головы читателям всяким мусором.

Только комплексная и рациональная Национальная программа поддержки и развития литературной деятельности сможет существенным образом изменить положение дел в этой сфере человеческой деятельности. И это должно стать государственной политикой.

В завершении хочу привести слова Л. Бетховена, что «Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично».

Е.И. Трещев – член Союза писателей России.